Я не буду перечислять сколько сейчас в России нефтеперерабатывающих заводов, сколько нефти переработано, какова глубина переработки и так далее. При желании всю эту статистику можно легко найти в интернете.
Речь пойдет о тех нефтеперерабатывающих заводах которые сейчас строятся и проектируются, и посмотрим есть ли регионы где такие заводы нужны, но их нет.
Если взять и отбросить из сектора обсуждения все мини-НПЗ, а говорить только о предприятиях мощностью свыше 1 млн. т. перерабатываемой нефти в год, также отбросить все проекты модернизации или реконструкции существующих заводов, а говорить только о строительстве совершенно новых предприятий в чистом поле. То выяснится что в настоящее время в России не ведется реальное строительство новых крупных НПЗ!
Хотя только за последние 20 лет было построено 7 таких крупных заводов. Самый большой из них - это завод Татнефти в Татарстане. Самые новые - Славянский НПЗ в Краснодарском крае и Яйский НПЗ на Кузбассе, оба открыты в 2013 году. То есть мы видим что новые крупные НПЗ не открываются уже 7 лет. Причины этого в том что уже вполне достаточно существующих мощностей, а там где мощности недостаточно вместо нового строительства часто производится модернизация существующих заводов, ну и плюс общая экономическая ситуация в стране в последние годы оставляет желать лучшего, да и нефтяные цены крайне нестабильны и в последнее время весьма низки.
Что касается проектирования, то тут проектов заявлено весьма много, кто хочет ознакомится может посмотреть специальный реестр таких проектов на сайте Минэнерго. Но из всех самый реалистичный и крупный проект - это Восточная нефтехимическая компания (ВНХК).
ВНХК - это проект Роснефти. Планируется в г. Находка Приморского края в конечной точке трубопровода "ВСТО" построить нефтехимический комплекс мощностью 10-12 млн. т. Ориентированный не только на производство традиционных продуктов нефтепереработки как бензин и мазут, но и на продукцию нефтехимии - полиэтилен, полипропилен и т. д. Говорить о строительстве НПЗ в Приморье начали еще в 70-е годы, потом в наше время к проекту вернулись в 2007 году когда строился ВСТО. С тех пор проект то отменялся, то возобновлялся, параметры проекта много раз менялись, но конкретное строительство так и не начиналось. Последние новости - правительство этой осенью в очередной раз обсуждает проект и прорабатывает параметры.
Ну а где же все-таки новые НПЗ очень нужны?
- Перенос Московского НПЗ из Москвы
НПЗ мощностью 11 млн. т. нефти в год принадлежит Газпром-нефти и расположен на юго-востоке Москвы в районе Капотня. НПЗ загрязняет воздух в районах Капотня, Марьино, Люблино и Братеево. Среди промышленных предприятий Москвы НПЗ является самым "грязным" с точки зрения экологии. Завод неоднократно модернизировался и есть дальнейшие планы по модернизации. Согласно рейтингам завод даже получал статус самого лучшего НПЗ на территории СНГ. Но вместо этого можно было бы построить совершенно новый завод в Подмосковье, а территорию завода отдать под застройку, как это было с территориями ЗИЛа и АЗЛК.
- Строительство НПЗ на Северном Кавказе
Северо-Кавказский федеральный округ единственный в России где нет ни одного действующего крупного НПЗ. Хотя в округе добывается нефть и до Чеченской войны было сразу несколько крупных НПЗ в Грозном. Проекты строительства НПЗ мощностью от 1 до 4 млн. т. в год периодически появляются в Дагестане, Чечне и Кабардино-Балкарии. Пока единственный пример более менее конкретной реализации это завод компании Дагнотех в Махачкале мощностью 1 млн. т. в год, запущенный в 2017 году. Но компания Дагнотех это вовсе не гигант нефтяной индустрии вроде Лукойла и Роснефти, и поэтому дела у компании идут противоречиво, да и уровень технологического оснащения завода мягко говоря не очень.
- Строительство НПЗ в Якутии
В Якутии проживает почти один миллион человек и регион потребляет в среднем 1 млн. т. нефти в год, при этом весь этот объем регион завозит из Иркутской области (Ангарский НПЗ). Регион ежегодно добывает примерно 10 млн. т. нефти, но бензин везет из Ангарска который находится в. Проекты строительства НПЗ иногда появляются, в качестве основной площадки рассматривается город Алдан через который кстати проходит трубопровод ВСТО, примерная мощность завода - 1-2 млн. т. В качестве рынка сбыта кроме самой Якутии может быть Магаданская область. Основной аргумент противников проекта - это что при таком холодном якутском климате производство топлива будет нерентабельным.
Спасибо, что дочитали статью!
Подписывайтесь на мой канал, если понравилось!