Деньги у населения не пропали, они просто не были потрачены. Например, есть статистика, которая говорит, что около 7 млрд долларов были сэкономлены на выездном туризме. Все большие и затратные покупки были отложены, огромное количество денег «выпало» из автомобильного бизнеса и недвижимости, то есть это триллионы рублей, которые не вышли на рынок. Если учесть то, что непродуктовый ритейл в РФ (объем которого составляет 15 трлн в год), был закрыт на два месяца, то получается, что около 2,5 трлн рублей не были потрачены на покупки, и эти деньги остались у потребителей. Те компании, которые понимают, как эти деньги получить, то есть дать возможность людям их потратить, обеспечат взрывной рост своим бизнесам. Кроме того, после окончания пандемии у людей будет больше желания тратить деньги на то, что обеспечит им внутренний комфорт и привычный образ жизни.
Есть привычное прошлое, которое вполне успешно работает (как удобные растоптанные тапочки). Есть устойчивое настоящее, в котором мы сейчас живем (как новое удобное эргономичное кресло, в котором мы работаем). И есть эксперименты и инновации, которые формируют будущее (но, возможно так и останутся экспериментами). В этом смысле мир точно останется прежним.
Скорость изменений сейчас возрастает, так как благодаря кризисной ситуации большая часть привычного прошлого ушла, так же, как и сократилась значительная часть устойчивого настоящего. Но психология человека стремится к стабильности, поэтому с точки зрения поведения потребителей, бизнес-подходов и т.д., определенная пропорция между вчера-сегодня-завтра будет сохраняться. При строительстве новых бизнес-моделей это нужно учитывать, нельзя просто так отбрасывать старое.
Например, когда я открывал магазин игрушек в Германии, оказалось, что 25% покупателей - это дедушки и бабушки, что значит формирование очень мощного консервативного тренда. Я уже говорил ранее про наличие платежеспособных покупателей в старших возрастных группах, поэтому это нужно обязательно учитывать.