Найти тему
Экология и жизнь

Осознанное потребление

Скоро Чёрная пятница, пиршество затоваривания. В этот день в прошлом году в газете «Нью-Йорк Таймс» появилась необычная реклама – «Не покупайте эту куртку». Так бренд спортивной одежды Patagonia призвал «проявить любовь к планете» и отказаться от чрезмерного потребления. 29 ноября также отмечается и международный день протеста против сверхпотребления «Buy Nothing Day» (День без покупок), проходящий под девизом «Достаточно – значит достаточно!».

Сторонники разумного потребления призывают подходить к покупкам вдумчиво. Их философия проста: покупать только то, что необходимо, и лишь столько, сколько необходимо. Ведь быстрое удовольствие от импульсивного шопинга пройдет, а дыра в кошельке и вред окружающей среде останутся.

SMART READ
Осознанное потребление – это в первую очередь об экологически ответственном образе жизни, следствием которого становится и экономия денег. Чтобы стать ответственным потребителем, достаточно начать с переосмысления своих повседневных бытовых привычек. Например, при походе в магазин отказаться от покупки пакета.

По данным Гринпис, в России ежегодно потребляется более 26,5 млрд одноразовых пластиковых пакетов. При желании ими можно застелить три Москвы. Среднее время использования пакета – двадцать минут, пока мы несем продукты из магазина домой. Потом пакет выбрасывается, чтобы медленно разлагаться еще лет четыреста.

Если у вас дома есть пакет с пакетами, считайте, первый шаг на пути к «осознанному потреблению» вами успешно пройден. Следующий шаг – использование многоразовых тканевых сумок или известных с советских времен сумок-авосек.

Интересно, что стать более "осознанными" россиянам помогают и сами компании. Сегодня ни один из крупнейших российских супермаркетов не раздает пакеты бесплатно. Заметили? Магазины «Эльдорадо» и вовсе отказались от пластиковых пакетов. А в «Ашане», ИКЕА и «Дикси» бумажные и тканевые сумки можно купить прямо на кассе.

В России инициатива «осознанного потребления» исходит снизу. Но в ряде других стран она реализуется и на уровне госпрограмм. Например, недавно Европарламент одобрил законопроект, запрещающий производство и продажу на территории ЕС одноразовых пластиковых изделий. К 2021 году в Европе нельзя будет купить пластиковые столовые приборы, ушные палочки и трубочки для питья. Но их производство сократилось уже сегодня, благодаря тренду на «осознанность».

LONG READ
С революцией в промышленном секторе и появлением фабричного производства общество постепенно перешло к коллективному бессознательному потреблению. Производители стремятся продавать как можно больше вещей, маркетологи внушают потребителям, что они во всех этих вещах нуждаются, а те, зараженные вирусом шопоголизма, скупают зачастую ненужные им товары. Спрос рождает очередное предложение, замыкая порочный производственный круг.

Наглядней всего эти процессы видны на примере рынка одежды. Быстрые темпы модной индустрии, так называемая «быстрая мода», стали настоящим бичом современности. Ежегодно в мире производится 400 миллиардов квадратных метров ткани, из которых 60 миллиардов в конечном итоге выбрасывают или сжигают. По данным Greenpeace, на создание одной футболки уходит 2700 литров. Примерно столько один человек в среднем потребляет за два с половиной года. При этом обычно люди носят лишь 15-20% от всего своего гардероба. Остальное либо висит мертвым грузом в шкафу, либо отправляется на помойку.

Вместо того чтобы разбираться со следствием беспорядочного потребления, лучше предвосхитить его причину. Спросите себя, зачем вам очередные туфли или штаны, и будут ли они радовать вас в будущем. Если вы покупаете ради низкой цены или сиюминутного удовольствия, оставьте товар на полке магазина. Если же потребность в новой одежде все же есть, лучше купить более дорогой, но качественный предмет гардероба. Также можно заранее составить список покупок. Это подходит не только для одежды, но и продуктов, электроники и прочих товаров.
На Западе уже набирает популярность движение «no-buy», которое поддержали многие фешн-блогеры. Его суть в том, чтобы в течение года не покупать новую одежду и косметику. Вместо обзора на покупки, участники челенджа рассказывают, как планируют свой бюджет и выбирают необходимые товары.