Найти в Дзене
Advance Learning

Будущие компетенции

Какие компетенции потребуются сотрудникам в будущем?

Как повлияют все тренды на компетенции сотрудников? Что позволит нам быть успешным в будущем? Понятно, что для того, что новые условия изменят модели компетенций почти всех компаний. Некоторые навыки станут неактуальными, другие потребуют совершенствования, а многие придется фактически создавать и развивать с нуля. Есть разные подходы к определению навыков будущего, некоторые слишком упрощают ситуацию, некоторые избыточно усложняют ее, что затрудняет понимание собственно изменений. Кроме того, варьируется терминология, подчас для одного и того же умения авторы использует различные термины, поэтому так важно определение сути компетенции

Вне зависимости от сферы деятельности практически всем будут необходимы три ключевые способности - системное мышление, гибкая адаптация, лидирование (брать на себя ответственность и управлять процессом, людьми, собой). Конечно же, существует отраслевая специфика, поэтому наборы или приоритеты могут отличаться, но, тем не менее, можно определить значимые почти для всех областей бизнеса. Я изучила огромное количество прогнозов и выделила из них несколько компетенций, которые большинство исследований считает критичными для завтрашнего дня. Почему выбор падает именно на эти способности и умения?

  1. Формируются отношения «человек – машина» и нам важно будет переосмыслить свое предназначение и преимущества.
  2. Развивать нужно будет те функции, которые не подлежат автоматизации, то есть те, в которых задействованы эмоции и социальное взаимодействие.
  3. Ценность вклада сотрудника будет определяться возможностью мыслить креативно и нешаблонно, «out of the box».
  4. Скорость изменений и неопределенность будут возрастать, поэтому потребуются определенные личные характеристики.

Для удобства восприятия я разделила на 4 группы:

1. «Я сам» (личные) – личность, ее способности и отношение.

2. «Я и другие» (социальные) – взаимоотношения с другими, с социумом, как реальным, так и виртуальным

3. «Я и информация» (информационные, information and communication technologies, ICT) – обработка и передача информации в любых форматах, прикладное знание

4. «Я и задача» (мыслительные) – способность системно проанализировать конкретную ситуацию, найти наиболее эффективное решение и внедрить его.

ЛИЧНЫЕ

  • Адаптивность, устойчивость и гибкость при изменениях.
  • Проактивность (Способность к изменению текущего состояния в различных областях - любознательность, воображение, инициатива и предприимчивость)
  • Непрерывное самообразование

СОЦИАЛЬНЫЕ

  • Кросс культурная компетенция
  • Социальный интеллект
  • Сотрудничество: реальное и виртуальное
  • Создание смыслов (Лидерство и влияние)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

  • Управление информационной нагрузкой: поиск и фильтрация информации
  • Медиа (создание контента и использование медиа ресурсов)

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ

  • Транс-дисциплинарность (способность парадигмы одной области переносить на другую, мыслить и действовать на стыке разных экспертиз)
  • Вычислительное мышление
  • Созидательное мышление (Дизайн мышление+ Инновационное мышление + критическое мышление + системное мышление)

Я опишу эти компетенции более детально – определение, причины, по которым они важны, как измерить и оценить, как можно им научить или как развить. Часть компетенций я объединила в кластер, как, например, «проактивность», поскольку по сути она означает «выход за привычные рамки», а проявляться может в различных сферах – воображение, инициатива, предприимчивость. Но при этом я все-таки кратко опишу все элементы компетенции по отдельности в последующих статьях, потому что информация обширна. Для удобства в каждой статье будет по две компетенции.

УСТОЙЧИВОСТЬ И ГИБКОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ

КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

НЕПРЕРЫВНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ (Lifelong learning)

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

СОТРУДНИЧЕСТВО: реальное и виртуальное

СОЗДАНИЕ СМЫСЛОВ

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАГРУЗКОЙ

МЕДИА ГРАМОТНОСТЬ (создание контента и использование медиа ресурсов)

ДИЗАЙН МЫШЛЕНИЕ

ТРАНС-ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

СОЗИДАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (Инновационное мышление + критическое мышление + системное мышление)