Найти в Дзене
Доктор Куликов

Практика «Инвентаризация негативных переживаний и мыслей»

Оглавление

«Инвентаризация» – это работа с эмоциональным фундаментом вашей личности. Аспекты, которые вы выясните о себе в ходе этой практики позволят вам коренным образом изменить свое мироощущение и свои жизненные стратегии. Эти изменения не останутся незаметными и для вашего ближнего окружения. Развивая в себе эмоциональную устойчивость, вы начинаете выстраивать намного более эффективные взаимоотношения с окружающими людьми. Эффективность в этом случае рождается из ваших более эмоционально зрелых реакций на разнообразные события вокруг вас. Эти реакции постепенно освобождаются от перекладывания ответственности, негативных проявлений, вроде обид, обвинений, раздражения, а также желания манипулировать близким окружением. Это создает принципиально другой фундамент для качественно новых стратегий в общении с вашим окружением. Чем крепче и позитивнее фундамент, тем устойчивее и радостнее взаимоотношения.

С точки зрения процесса психотерапии практика Инвентаризации в разнообразных вариациях лежит в основе преодоления многих проблем:

  1. Зависимости (один из шагов 12-шаговой программы)
  2. Психосоматика (помогает высвободить "законсервированные" эмоции)
  3. Семейные конфликты (позволяет сформировать зрелые стратегии общения в паре)
  4. Самооценка (изменяет представление о себе и мире, возвращает ответственность)
  5. Депрессивные и тревожные расстройства (формирует осознание внутренних процессов, взаимосвязи моих мыслей и состояний, помогает вернуть управление над собой) и др

Работа с инвентаризацией позволит обрести больше сознательного управления над сферой собственных переживаний и собой в целом и выполняется в 2 этапа: осознание и трансформация.

Плыть на лодке можно с трудом, а можно с удовольствием - все зависит от того, на что вы направляете внимание.
Плыть на лодке можно с трудом, а можно с удовольствием - все зависит от того, на что вы направляете внимание.

1 этап – ОСОЗНАНИЕ

Ваша задача вести своеобразный дневник эмоций для фиксации здесь и сейчас всего негативного, что вы ощутили. Пример заполнения дневника в виде таблицы предложен в конце статьи. В ней для фиксации фиксируйте все негативно окрашенные ситуации в первую колонку таблицы – «Что произошло». На этом этапе с самими ситуациями ничего не нужно делать, просто в момент возникновения негативных чувств пометьте их в отдельной заметке телефона или страницы ежедневника, а вечером перенесите их в таблицу. По итогам нескольких дней у каждого человека появляется список ситуаций, большой или маленький – не имеет значения. Ситуация обозначается в форме одного предложения, максимально отображающего суть ситуации и причину, по которой она вас задела, например:

  1. «Маршрутчик видел, что я бегу к остановке, но не подождал и уехал»
  2. «По вине мужа мы опоздали на важную встречу»
  3. «Я никак не могу заставить себя заниматься ЗОЖ»
  4. «Опять начальник отчитал меня ни за что»
  5. «Муж не ценит мои старания по дому»

Дальше во второй колонке таблице – «Что я ощутил» напишите напротив каждой ситуации напишите то чувство или эмоцию, которое испытывали, например:

  1. «Злость»
  2. «Раздражение»
  3. «Вина»
  4. «Ярость»
  5. «Обида»

После этого заполните третью колонку«Как отреагировал». Напишите кратко как данные чувства повлияли на ваше поведение, реакции, дальнейшее состояние, например:

1. «Мое настроение испортилось на целый день»

2. «Я поругалась с мужем, встреча прошла неудачно»

3. «Я расстроилась и в итоге опять наелась сладкого»

4. «Я сорвалась на коллеге, полчаса не могла настроиться на работу»

5. «Я решила не разговаривать с мужем, пока не успокоюсь»

Чтобы управлять своей жизнью, начните управлять своими мыслями.
Чтобы управлять своей жизнью, начните управлять своими мыслями.

После того, как вы почувствуете, что замечать свои негативные реакции стало проще можно переходить к этапу трансформации собственных реакций. Для этого вам необходимо использовать каждый случай возникновения негативных ощущений и чувств для изучения собственных мыслей и установок, стоящих за ними. В момент переживания негатива или после того, как ситуация уже разрешилась, задайте себе вопросы:

  • Как я изначально оценил происходящее?
  • Какие мысли вызвали во мне усиление негатива?
  • Как я обычно интерпретирую похожие события, поступки других и собственные реакции?
  • Как вы себе объясняете, почему ваша реакция на происходящее вполне естественна, уместна и соответствует ситуации?

На основе этих размышлений напишите общий ответ в четвертую колонку таблицы – «Что я думал». Осознайте, что именно этим мысли и внутренние оценки вызывают в вас те негативные эмоции, которые вы испытывали раньше, например:

1. Если бы другие были внимательными – я бы не опоздал

2. Мои дела не важны для мужа, он думает только о себе

3. Я слабовольная, ЗОЖ не для меня

4. Начальник самодур, в таких условиях невозможно работать

5. Другие должны ценить мой труд, чтобы я себя чувствовала счастливой

Дальше задумайтесь о том, что все эти мысли и оценки попали в вас по-разному: что-то вы взяли из опыта своих родителей, друзей, близких, что-то из своего опыта, который тогда в прошлом и сейчас часто воспринимается по-разному. Тем не менее, теперь все эти мысли ваши, и вы можете их изменить с помощью своего внимания к себе и своим актуальным жизненным ситуациям. Только в случае, если человек избегает переосмысления происходящего, его мысли получают сильную власть и снова и снова возникают сами по себе, автоматически. Как только вы начинаете изучать именно себя и свое мышления в ситуациях, а не реакции других – вы получаете ключ к управлению мыслями, а вместе с ними и своим состоянием – собой в целом. Поймав себя на негативных переживаниях или мыслях, задайте себе следующие вопросы:

  • Чему меня должна научить эта ситуация (какое качество, способность, навык)?
  • Какое внутреннее развитие позволит мне спокойно и эффективно встречаться с подобными ситуациями в будущем?
  • Какая оценка происходящего позволит мне мыслить конструктивно и чувствовать себя хорошо?

Сформулируйте главный вывод и запишите его в пятую колонку таблицы – «Чему учит меня эта ситуация», например:

1. Мне следует лучше управлять своим временем, тогда не придется бежать за маршруткой

2. Для нас с мужем полезно больше говорить о том, что важно, не ожидая, что каждый догадается без слов

3. Внедрение новых привычек – это небыстрый процесс, важно двигаться маленькими шагами

4. Мне нужно научиться общаться с такими людьми, как мой начальник, чтобы создать себе необходимые для работы условия

5. Я должна сама научиться ценить себя и свой труд, тогда я буду счастлива независимо от других

Пример заполнения таблицы

Примеры взяты из реальных клиентских кейсов.
Примеры взяты из реальных клиентских кейсов.

Рекомендую ознакомиться с этой практикой глубже, пропустив ее через собственный опыт, если:

  1. Вы специалист, помогающий людям справиться с разнообразными жизненными ситуациями и хотите получить проверенный инструмент в работе, который клиент сможет выполнять и самостоятельно, и с вами
  2. Вы лично для себя хотите получить очень мощный и, в то же время, бесплатный инструмент личного развития

Разнообразные вариации этой практики встречаются почти во всех известных течениях личностного роста, а значит она стоит того, чтобы с ней познакомиться.

Вот некоторые корни данной практики:

  • Буддизм (практика "непривязывания")
  • Сталкинг (практика "перепросмотр")
  • 12 шагов (практика "инвентаризация ущерба другим")
  • Нейро-лингвистическое программирование (практика "рефрейминг")
  • Когнитивно-поведенческая терапия (практика "дневник СМЭР") и др.

Успешной практики и приятного высвобождения!

Совершайте маленькие шаги и придете к большому результату!
Совершайте маленькие шаги и придете к большому результату!

Статья также опубликована на портал B17