Найти тему
Advance Learning

БУДУЩИЙ МИР: факторы, драйверы, тренды и сигналы

Часть 1. Технологии и Демография

Наше будущее формируется уже сейчас и на него влияют определенные факторы. Понимание и анализ этих явлений дает возможность заранее готовиться к тем вызовам, с которыми скоро столкнутся бизнес, экономика, общества, организации и индивидуумы. Технологические инновации изменяют само понятие бизнес моделей, экономика "Открытого мира" предполагает свободную миграцию капитала и рабочей силы, тревожные демографические показатели требуют подготовки к предстоящей ситуации уже сейчас. Многие исследования и форумы посвящены прогнозированию этого будущего и стремлению понять, что же будет с нашим миром через 10, 20 или 30 лет. Но уже в этом слове «многие» кроется первая проблема. Если набрать в поисковике фразу «Future of Jobs», то он выдаст 35 млн результатов, а сочетание Future work skills обрушивает на вас 45 млн веб страниц. Начав изучать, быстро понимаешь, что добрая половина из них, это перепечатки одних и тех же текстов, можно сказать, «информационное караоке». Помимо этого, в этом море легко можно выловить противоположные мысли – «глобализация как самая актуальная тенденция» и «закат глобализации неизбежен», «big data – это ключевой тренд» и «значение big data преувеличено, это просто очередная мода». Как не утонуть в этом море и найти рациональное зерно, которое позволит менять свой бизнес и функционал обоснованно? Мне кажется, что ответ находится в нескольких измерениях:

  • Понимание временного периода (ближайшее будущее, которое фактически уже наступило или отдаленное время);
  • Оценка значимости перемен для конкретной компании, которая должна ориентироваться на сверх цели (видение, миссию, ценности);
  • Системность подхода к изменениям (взаимосвязь всех элементов);
  • Единое информационное поле топ команды (что и как меняется в мире, что важно для нас, как мы к этому готовимся). Ведь если каждый вылавливает свою рыбу из моря информации, то в итоге можно получить нечто несъедобное;
  • Профессиональные компетенции тех руководителей, которые определяют будущее направление развития.

Я проанализировала несколько серьезных прогнозов и выделила основные факторы, которые реально меняют правила игры. При этом нужно понимать, что все процессы взаимосвязаны и приводят к появлению новых требований комплексно. Так, например, на резкий рост значения кросс культурной компетенции одновременно влияют и демографические показатели (привлечение рабочей силы из развивающихся стран), и цифровые технологии (виртуальные команды), и глобально соединенный рынок (Cross country collaboration). Поэтому мы сначала рассмотрим сами тренды и те изменения, которым они приводят, а их влияние на компетенции и обучение будут представлены в других разделах. Итак, 6 ключевых мега трендов и краткое описание того, к чему они приводят.

■ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСПРОПОРЦИИ.

  • Старение населения.
  • Демографические ямы
  • Неравномерность рождаемости в разных регионах
  • Поколение «миллениалов» начинает править бал

■ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

  • Рост возможностей сбора и анализа данных (Big data)
  • Мобильные интернет и облачные технологии (Shift to the Cloud)
  • Интернет вещей или рост мобильных устройств и сенсорных систем, связанных друг с другом через интернет (‘Internet of Things’)
  • Развитие искусственного интеллекта и возможностей роботов (AI & Robots)
  • Новые источники энергии и технологии

■ ПОТРЯСЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА

  • Интеграция и взаимозависимость экономики
  • Новые бизнес модели: краудсорсинг, «sharing economy», экономика платформ
  • Рост анти-глобалистких сил и протекционизма
  • Децентрализация глобального управления
  • Изменение роли транснациональных компаний

■ СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ.

Рост среднего класса в развивающихся странах

Доступность образования благодаря развитию технологий

Развитие социальных сетей

Рост предпринимательства и изменение парадигмы «работа»

■ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ СРЕДЫ.

  • Сокращение ресурсов
  • Урбанизация
  • Потенциальных рост региональных конфликтов
  • Изменения климата
  • Миграция

Теперь более подробно об этих изменениях.

-2

■ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСПРОПОРЦИИ

Старение населения.
Демографические ямы
Неравномерность рождаемости в разных регионах
Поколение «миллениалов» начинает править бал

Цифры:

  • Рост населения: 2015 год от 8.3 до 10.4 миллиардов человек вследствие увеличения продолжительности жизни, снижения детской смертности и высокого уровня рождаемости в развивающихся странах.
  • Между 2015 и 2030 по прогнозам число людей старше 60 лет вырастет от 901 миллионов 1,4 млрд.
  • К 2025 году количество американцев старше 60 лет увеличится до 70% общего населения.
  • 41% руководителей назвали борьбу за таланты топ приоритетом и основной проблемой.
  • 7 из10 топ руководителей усилят фокус своего внимания на развитии потенциальных руководителей, подготовке кадровой замены и поиску высоко-потенциальных сотрудников.

Население планеты продолжает стремительно расти, но при этом наблюдается явный дисбаланс. Темпы рождаемости в развитых странах неуклонно замедляются, в то время как в развивающихся государствах сохраняется высокий уровень прироста населения. При этом отмечается значительный процесс старения, поскольку бэби бумеры достигли пенсионного возраста. К 20130 число людей старше 65 лет увеличится на 42%, в то время как возрастная группа от 16 до 64 вырастет только на 3%. В результате увеличивается доля пожилых людей в общей численности населения практически везде. Это ведет к снижению экономического роста в «стареющих» странах и к серьезному вызову платежеспособности систем социального обеспечения, включая пенсии и медицинское обслуживание. Демографические диспропорции приводят к изменению среды, она становится все более сложной и неопределенной. Кроме того, «миллениалы» теперь составляют более чем половину рабочей силы, а у них иные требования к значимости и смыслу их деятельности, стремление к постоянному обучению, ожидание профессионального развития возможностей и динамической карьеры. А беби бумерам все чаще приходится адаптироваться как к новой роли в качестве наставников, так зачастую и подчиненных младших коллег. К каким трендам приводит:

Феномен life-long learning. Увеличение продолжительности профессионального пути потребует изменить подход к обучению и развитию. От прежнего фазового подхода (школа-учебное/профессиональное заведение-работа- повышение квалификации- пенсия) необходим переход к обучению на перспективу.

Баланс "работа-жизнь". Поскольку люди начинают осознавать, что во временном периоде работа будет занимать большую часть их жизни, то растет стремление к поддержанию баланса между рабочей активностью и личной жизнь, профилактикой профессионального выгорания.

Рабочая среда 4G (четыре поколения). Рабочая среда становится «много-возрастной», что означает, что в компании могут работать люди четырех поколений. Важным фактором для руководителей будет становиться умение находить смыслы для людей разного поколения и выстраивать процессы эффективного сотрудничества в таких сложных командах.

Менеджмент здоровья. Забота о здоровье сотрудников как ценность организации. Увеличение продолжительности трудовой жизни человека потребует изменения отношения к здоровью. Изменяется сам подход от «оплаты нетрудоспособности» к менеджменту здоровья.

Мульти-культура. Привлечение рабочей силы и талантов из развивающихся стран позволит решить проблему рабочей силы и нахождения талантов, но в тоже самое время будет требовать умения выстраивать единую среду для людей из разных стран, культур, рас, религий.

-3

■ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Рост возможностей сбора и анализа данных (Big data)
Мобильные интернет и облачные технологии (Shift to the Cloud)
Интернет вещей или рост мобильных устройств и сенсорных систем, связанных друг с другом через интернет (‘Internet of Things’)
Развитие искусственного интеллекта и возможностей роботов (AI & Robots)
Новые источники энергии и технологии

Цифры:

  • В 2000 году, 25% информации хранилось в цифровом формате, на сегодня эта количество составляет около 98%. Если тенденция сохранится, то к 2045 году будет 20 000 раз больше цифровой информации, чем сегодня .
  • 20 миллиардов устройств уже подключены к интернету, с потенциалом увеличения до 40 миллиардов устройств к 2020 году. При сохранении темпов роста, к 2045 может быть более 50 триллионов устройств, подключенных к Интернету.
  • Почти 80% компаний говорят, что их клиенты меняют то, как они получают товары и услуги. Более чем 51% этих компаний меняет ценообразование и способы доставки6.
  • Число просмотров веб-страницы с мобильных телефонов превышает число просмотров с ПК в 48 странах.
  • М-коммерция в США увеличилась в 3 раза за последние четыре года ($204b в 2014 году / $626b в 2018 году).
  • Организации не используют около 80% данный о клиентах, которые сейчас генерируются9.
  • К 2018 году одна треть из топ-20 компаний будет испытывать жесткую конкуренцию с бизнес платформами (типа Uber, Airbnb).
  • К 2020 году, более чем 50% рабочей силы будет составлять поколение Y и Z и они выросли уже в мобильном и облачном мире.
  • 47% профессий в странах с развитой экономикой находятся в зоне «высокого риска» автоматизации и замены роботами в следующие 20 лет.
  • Заводы активно внедряют роботов на производстве, так Китай закупил более 260 тыс. роботов в 2017 году и становится рынком номер 1 для роботов и автоматов.
  • Большинство мобильных телефонов имеют более чем шести интеллектуальных датчиков (например, аудио, GPS, акселерометр, влажность, температура, камеры) и теперь в состоянии слушать наш голос и выявлять состояние стресса.

Технологическая революция, наверное, самый серьезный фактор, который кардинально меняет ландшафт бизнеса, пронизывая все секторы экономики и преобразовывая модели потребления, организационный дизайн, взаимоотношения с клиентами и потребителями, производство и продвижение товаров и услуг, рабочую среду и само понятие «работа». Технологии открывают безграничные возможности выходить на новые рынки, создавать продукты на стыке дисциплин и функционала, трансформировать существующее предложение. Мобильные устройства, 3D принтеры, сенсоры, роботы, социальные сети, искусственный интеллект меняют подходы к тому, как компании создают, производят, продвигают на рынок свои продукты и услуги. Инновационные организации находятся в поиске способов, как упростить и усовершенствовать рабочие процессы благодаря дизайн мышлению, поведенческой экономике, достижениям цифровой революции. В то же время эти изменения представляют для бизнеса серьезные вызовы, включая другие принципы конкуренции, иные паттерны вовлечения клиентов и методы выстраивания взаимоотношений с ними. К 2045 по прогнозам роботы или «беспилотные системы» (машины, способные выполнять сложные задачи без непосредственного участия человека) могут стать такими же привычными, как компьютеры сегодня. Роботы будут все больше заменять людей при выполнении рутинных или опасных операций. Все это ведет к трансформации самой рабочей среды, поскольку все больше специалистов получают возможность работать удаленно, возникают новые профессии, которые не существовали еще несколько лет назад, будут исчезать традиционные специальности.

К каким трендам приводит:

1. Мобильный мир.Увеличение использования мобильных устройств делает наличие мобильных приложений обязательным для большинства компаний.

2. Облачный атлас. Мир становится программируемым и все больше перетекает в облачные технологии. Внедрение новых способов сбора информации и сенсорных систем ведет к безграничному расцвету данных и возможности создавать невиданные ранее системы и продукты.

3. «Человек + машина». Цифровые технологии частично или полностью заменяют людей для ряда задач, поэтому человеку нужно искать новое место в этой технологической реальности, заново переосмысливая свое предназначение, компетенции, возможности.

4. Дигитализация (оцифровка) производства. Фундаментальное изменение отношений бизнеса со своими клиентами. Становится возможным иной уровень производства с обменом данных в реальном времени между машинами, материалами, автономными производственными системами и заводами.

5. Междисциплинарные команды. Слияние технологий и различных областей экспертизы приводит к росту потребности в командах, в которых собраны специалисты из совершенно разных областей.

-4
Продолжение следует. Часть 2. Глобальный рынок. Социум. Среда.