Неожиданно широкий резонанс вызвала наша публикация о планах закрытия московской монорельсовой дороги - много дочиток, много комментариев. Тема явно затрагивает не только москвичей, но и тех, кто лишь иногда бывает в столице. Больше всего эмоций вызывают доводы местного Департамента транспорта, в которым они и "вышли к народу" с предложением обсудить закрытие монорельса.
Прямо скажем, по многим пунктам доводы звучат логично, но комментаторы находят, чем их парировать. Где-то эти доводы оцениваются как подтасовка данных.
Скажем, со стороны представителей городской власти даётся информация о том, что даже в период до пандемии монорельсом пользовалось менее 3 тыс. пассажиров в сутки. А сейчас и того меньше.
Причём в Дептрансе это связывают с тем, что появился более удобный городской транспорт - продлённая ветка метро, МЦК и трамвайный маршрут №17, где даже пустили современный трёхсекционный трамвай. Только вроде как конечная у этого трамвая - Останкино, а монорельс идёт дальше.
О чём в Дептрансе, конечно же, знают и далее используют снова как довод против сохранения монорельса - сообщают, что монорельс не нужен, потому что 50% его трассы дублируется современным трамваем №17. Главное - уметь правильно подать факты!
Впрочем, в ответ комментаторы пишут, что падение трафика на монорельсе случилось после того, как поезда стали ходить раз в полчаса. Это просто нивелирует главный плюс монорельса - возможность быстро добраться от Тимирязевской до ВДНХ. Ключевое слово, как мы понимаем - быстро.
Ответ на эту реплику Дептранса уже припасён - там говорят, что такой график работы был выбран "из-за снижения популярности монорельса". Остаётся только развести руками и спросить - а кому тогда будут нужны те электробусы, которые обещают пустить вместо монорельса и которые будут ходить в 6 раз чаще с интервалом в 5 минут?
Снова убыточные проекты? И это не говоря про странное отношение москвичей к столь рекламируемым электробусам. Кажется, на ряд маршрутов выпустили что-то иное... Но это уже другая тема, да.
Про реакцию в ответ на сравнение трафика на монорельсе с трафиком на канатной дороге на Воробьёвых горах (в 5 раз - в пользу "канатки", конечно) лучше и не говорить. Даже далёкому от столичных дорожных проблем человеку такое противопоставление кажется несколько нелепым.
При этом делая "экскурс в историю", Дептранс пишет, что московский монорельс изначально был экспериментальным проектом и уже на этапе проектирования власти предполагали "вероятный последующий недогруз". В этом контексте интересно читать про себестоимость поездки на монорельсе на одного пассажира.
То есть сооружение строилось с пониманием его будущей убыточности - которая теперь считается поводом его закрыть. Но как Дептранс посчитал ту самую себестоимость поездки одного пассажира? Якобы в 2015 году она составляла 195 рублей, в 2017 — 322 рубля, а сегодня — уже 484 рубля.
Условность цифр понятна - ведь если считать себестоимость на одного пассажира, надо делить стоимость содержания монорельса на количество пассажиров. Но непонятно, что на что делили, ясно только, что стало дороже. Что логично, если общая сумма затрат делится на меньшее число людей.
Совершенно непонятные в общем цифры, но в Дептрансе уверяют, что это в 12 раз дороже, чем на других линиях метро. А стоимость билета на монорельс распределяется на каждого столичного пассажира! - удобный довод, ниже пояса. Становится жалко пассажиров метро, которые вынужденно платят за поклонников монорельса и халявы.
Реальным доводом против сохранения работы монорельса можно считать только неготовность Дептранса и, видимо, столичных властей в общем решать вопрос с устареванием парка вагонов. Честно сообщается, что вагоны ремонтируются за счёт снятия запчастей с других вагонов, а новые заказать негде - никто не делает.
Ну то есть вот вообще никто и шансов нет. Но при этом в Дептрансе точно знают, сколько будут стоить эти вагоны, которые никто не делает. Нам честно сообщают, что разработка и производство десяти новых составов будет стоить около 13 млрд рублей. Это как 132 вагона «Москва 2020» или 118 трамваев «Витязь-М» - подсказывают нам.
Но сравнения в таких случаях - дело неблагодарное. Потому что комментаторы в ответ практически хором начинают говорить о плитке, которые то и дело перекладывают в Москве, сыпать соответствующими прозвищами мэра и ругаться, конечно, нехорошими словами.
Стало даже интересно. Первые же результаты поиска выдают, скажем, такие данные: "Мэрия Москвы планирует объявить пять тендеров на закупку гранитных бордюров на общую сумму 16,57 млрд руб." Не то, чтоб мы предлагали заказать вагоны для монорельса вместо бордюра - но явно при таком раскладе сумма для бюджета города не запредельная.
Поиск выдал также вот такие данные: согласно проекту городского бюджета на 2020 год запланировано профинансировать Дептранс на сумму 714,1 млрд. рублей. Это вроде как 55 раз по 10 вагонов для монорельса, если уж сравнивать по той же схеме. Что, впрочем, ни о чём само по себе не говорит, мало ли там какие траты ещё - но не мы начали.
Можно предположить, что столько денег уже нет и речь тут о старых планах. Потому что сейчас Дептранс сообщает, что пандемия сократила программу благоустройства в Москве в 4 раза. Выбирать чиновникам приходится что называется "в лоб" - пересматривая финансирование проектов с низкой эффективностью.
Круг замкнулся. Потому что начинались доводы с того, что во время пандемии заметно упал пассажиропоток монорельса - что понятно. Упала и эффективность, как мы понимаем - а неэффективные проекты приходится "пересматривать".
Точкой в доводах можно считать, наверное, рассказ о низкой санитарной безопасности вагонов монорельса - в узких вагонах тяжело соблюдать социальную дистанцию. Видимо, в Дептрансе уже не надеются, что пандемия коронавируса закончится и вагончики монорельса станут не опасными "замкнутыми пространствами", а уютным общественным транспортом для людей.
В общем, "нужно окончательно решить дальнейшую судьбу этого транспорта" - говорят власти, приводя вот такие вот доводы. Из которых, наверное, только вопрос изготовления новых вагонов похож на серьёзный разговор. Да и то, мало кто верит, что проблема здесь исключительно в деньгах.
А доводы для закрытия монорельса есть ещё. Скажем, вот отличный - в вагонах нет экранов и зарядок. Это примерно как выкидывать автомобиль, потому что пепельница переполнилась...
По поводу продуваемых перронов тоже есть ответ - не надо людей заставлять по полчаса там стоять в ожидании поезда, а за 5 минут никто не успеет замёрзнуть.
В общем, кому интересно, то все эти доводы представлены Дептрансом на специальной официальной странице - там же москвичам предлагается решить судьбу монорельса, проголосовав за соответствующий пункт. Мнения туристов не спрашивают.
В статье использованы фото из упомянутого выше лонгрида Дептранса. Их подбор, кстати, тоже достаточно показателен - серые дождливые пейзажи, обшарпанный вестибюль Тимирязевской, пустой вагончик монорельса...
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!