Я то думал, что езжу на грузовике, но даже бортовой УАЗик в сравнении с Соболем - легковушка. Тугой руль, тугие педали, даже садиться в него,- как в грузовик залазить. Подножка на пороге короткая и неудобная, как в КАМАЗе. Забраться в кабину, не вывернув стопу в противоестественное положение, не получается. Но даже вскорабкавшись за руль, не спасти левую ногу от записи в НИИТО. Педаль сцепления настолько близко расположена к колёсной арке, что выжимать её можно либо на весу, либо изогнув стопу.
Высокий центр тяжести и архаичная рессорная подвеска без стабилизаторов склоняют Соболька к чудовищным кренам, рысканиям и раскачкам, страх опрокидывания в повороте усиливают и кисельные кресла, сделанные из бабушкиного дивана, которые можно рукой продавить до каркаса без особого усилия. При этом даже водительское сиденье не имеет регулировок, кроме наклона спинки.
Если вы всерьёз рассматриваете Соболя в качестве альтернативы Патриоту - забудьте! Те повороты, в которые я закладываю Карго на 70 км/ч, Соболь едва удаётся впихнуть на 50 км/ч. Езда по разбитым грунтовкам тоже не доставляет удовольствия, особенно когда начинается продольная или поперечная раскачка. И козлит он страшно. В кузов просятся хотя бы килограмм 300 балласта. При этом Соболь начисто лишён классического газелевского подруливания.
И подвеска фантастически энергоёмкая. Скорее пробьёшь колесо, чем его подвеску. На размер ям реально пофиг, кажется он может рельсы поперёк переехать, если не перевернётся.
Почувствовать себя трак драйвером помогает ещё и полное отсутствие шумоизоляции. Акустические эффекты усиливают оглушающе громкий дизель, дребезжащие рычаги раздатки и вой трансмиссии. Разговаривать на ходу можно только криком, если печка не включена. А если работает ещё и задняя печка, то только жестами, что я и практикую.
Отдельного внимания заслуживает грузовой отсек. Это такой барабан объёмом три с половиной кубометра, который доносит до тебя звук каждого камешка, стучащего по ничем не прикрытым задним колёсным аркам. Стенка между кузовом и кабиной на малых оборотах попадает в резонанс с двигателем и капец как звенит. При этом функциональность этого кузовка весьма сомнительна. При огромной ширине - 1,84 м, в высоту он больше чем в длинну. 1,3 на 1,4 метра, соответственно. И ни одной точки крепления груза. Можно же было приварить хотя бы четыре петли по углам. Что в нём возить? Воздушные шарики? Так везде углы острые, лопнут все.
При этом огромная ширина и высота у Соболя не только в кузове, но и в кабине. Он семиместный без натяжки и действительно огромен: по нему можно ходить, готовить еду и спать прямо на ходу. И если вы рассматриваете Соболя, как альтернативу старенькому импортному микроавтобусу, скажем Делике, то это прям оно. Делика заедет в салон Соболя целиком и даже двери можно будет приоткрыть. Не говоря уже о том, что новый автомобиль на гарантии доставит меньше хлопот с обслуживанием, чем видавший виды японец.
Однако не стоит забывать, что это отечественный автомобиль, да ещё и коммерческий. Покупая его, придётся прочувствовать всю глубину фразы "поставил и забыл".
А поставить придётся дофига. Во-первых, коробку. Передаточные в ней подобраны так, что эластичная и длинная получилась только четвёртая передача, которая позволяет комфортно и динамично ехать в диапазоне 50-100 км/ч, поэтому стараешься побыстрее перебрать передачи до четвёртой, благо это недолго - с первой по третью он не едет вообще. Но дело даже не в комфорте, а в её тотальной ненадёжности. Это едва ли не самая распространённая поломка у всех газелеводов.
Во-вторых, поменять придётся раздатку. Понижение в ней практически отсутствует и особой разницы на прямом ряду и пониженной нет. Она исполнена в разных корпусах с коробкой, с третьим карданом и тонюсенькими полутораметровыми тягами в половину днища от рычагов. А некоторые опытные путешественники, например Aleksey Klimov умудряются расколоть ей алюминиевый корпус, и даже не от удара, а от крутящего момента.
В-третьих, что-то придётся гамырить со ступичными подшипниками, ресурс которых редко превышает 20 000 км. Тут надо понимать историю зарождения этого автомобиля. В стране тогда не было денег и коммерческих фургонов. Зато было дофига узлов от Волги. Благо есть готовые импортные решения.
В-четвёртых, однажды придётся что-то придумывать с карданами, а их напомню три, все со шрусами необслуживаемые и на поверку не такие уж и вечные, как заверяет завод-изготовитель. А стоят они по 40 000 - 60 000 рублей за штуку.
Но в первую очередь для "не коммерческой" эксплуатации придётся очень много работать с шумоизоляцией, сиденьями и прочими элементами комфорта в салоне. Хотя бы электрические стеклоподъёмники поставить, центральный замок и кондиционер, которого не бывает вообще. На хвалёной панели Next, к слову весьма добротной, имеется только один подстаканник и в тот не входит ничего, ни картонный стаканчик, ни бутылка, ни даже детский пакетик сока - все болтается. Плюс один - подстаканник этот вытаскивается из панели и есть из чего вмакарить после трудового дня. А водить Соболя - это труд.
Задумываясь о покупке этого автомобиля, вы должны совершенно чётко осознавать, что именно он вам нужен. Это не городская машина от слова совсем, это не внедорожник в привычном понимании этого слова. Это грузовик. Хоть и с недурным очень внедорожным потенциалом. Тоже не без проблем по части тюнинга, который ему не особо то и нужен, на самом деле, но об этом будет следующий пост.
А ещё в следующей публикации расскажу вам про мотор. Он тут один - старый добрый Камминс. Американская промышленная классика в китайском исполнении! Эвотэк - вообще не канает. Правда масляный фильтр стоит почти два косаря и переплатить придётся примерно Ладу Гранту - 300 тысяч. То есть купить не один, а считай два отечественных автомобиля.