«Строительная Россия» неоднократно касалась темы поворота северных рек на юг. В одной из последних статей мы вспоминали об инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, предлагавшего вернуться к идее «переброски» части стока Оби и Иртыша к Аральскому морю с перспективой продолжения канала до территории Афганистана.
Столичный градоначальник отмечал, что, благодаря реализации проекта, можно будет напитать водой засушливые районы Казахстана и ряда российских регионов, а также спасти высыхающий Арал. По сути, предлагалось реанимировать советскую задумку, осуществлению которой, по официальной версии, упоминавшейся в тогдашней прессе, помешали возможные экологические последствия. Хотя ряд экспертов отмечает, что разработку проекта прекратили из-за его дороговизны.
Подробнее с инициативой Лужкова можно ознакомиться в упомянутой статье по ссылке ниже. Мы же попытались выяснить, насколько подобный проект реален сегодня с точки зрения реализации в экономическом плане.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, «Строительная Россия» обратилась к российскому ученому, чл.-корр. РАН, д.э.н., научному руководителю Института водных проблем РАН, экологу и гидрологу Виктору Ивановичу Данилову-Данильяну. С 1991 по 1996 годы Виктор Иванович занимал пост Министра экологии и природных ресурсов РФ, а с 2009 года является главным редактором журнала Российской Академии Наук «Водные ресурсы».
Когда обсуждалось предложение Лужкова, некоторые эксперты называли проект нереальным прежде всего с экономической точки зрения, так как его реализация требует неимоверно больших затрат. Озвучивались разные суммы, но в среднем эта масштабная стройка, по мнению ряда экспертов, обошлась бы как минимум в $ 300 млрд.
Правда, конкретные расчеты, которые приводит Виктор Иванович, показывают, что подобный проект стоит значительно дороже. Напомним, согласно разработанному 35 лет назад плану, канал должен был протянуться к Аральскому морю на 2,5 тыс. км при ширине до 200 метров и глубине до 16 метров. Тогда, в 1982 году, гидротехническое сооружение оценили в $ 17 млрд, хотя в Госплане СССР назвали эту сумму заниженной, как минимум в 2,5 раза. То есть потратить пришлось бы не меньше $ 40 млрд.
Интересно, что экспертная подкомиссия Госэкспертизы Госплана СССР в своем заключении в одном из пунктов отмечала, что «в ТЭО отсутствует даже попытка определить возможность для страны крупнейших капитальных вложений, их место в общей инвестиционной программе на перспективу».
Сегодня же на осуществление этого грандиозного замысла, если считать в американской валюте, понадобится десятизначная сумма. Профессор Данилов-Данильян отмечает, что с учетом ценового индекса и других повышающих макроэкономических факторов, существенных для проектов такого рода, за 35 лет сегодня на сооружение канала необходимо $ 448,8 млрд.
Но проект — это не только канал. Если посчитать всю систему в целом, опираясь на ТЭО, подготовленное в СССР, сумма увеличится в 2,3 раза.
А если прибавить выкуп земель, находящихся в частной собственности (в СССР эта проблема не стояла), переселение людей с тех мест, где должен проходить объект и располагаться связанная с ним инфраструктура и другие сопутствующие расходы — получится еще больше.
Таким образом, ученый делает вывод, что в наше время реализация мегапроекта будет стоить более $ 1 трлн. Кажется, вопрос, насколько реально воплотить грандиозную задумку в жизнь, отпадает сам собой, по крайней мере в том варианте, что предлагался в СССР и который позже пытался реанимировать Юрий Лужков.
Читайте: Зачем мэр Лужков предлагал повернуть сибирские реки