Найти тему

Кого изображали нэцке

Источник: https://yandex.ru/images/
Источник: https://yandex.ru/images/

Япония — страна искусных мастеров и ремесленников. Народные ремесла достигли здесь редкого совершенства. Японцы в свое время изготавливали мечи, считавшиеся одними из луч­ших в мире, - они уступали, пожалуй, лишь да­масским. Техника окраски хлопка с использовани­ем растительных красителей у них была самой передовой в Азии. Также изготавливались миниатюрные скульптуры – нэцке.

Нэцке – это маленькие фигурки, вырезанные из дерева или слоновой кости, традиционно использовавшиеся японцами для закрепления кошельков и кисетов на поясе кимоно - оби. Под него пропускался ремешок. К одному концу ремешка прикрепля­лась фигурка нэцке, которая и удерживала коше­лек, прикрепленный к другому его концу.

До последнего времени многие считали эти ма­ленькие резные фигурки простыми побрякушка­ми. Однако удивительные творения мастеров заставляют взглянуть на нэцке по-другому. Наблюдательные японцы обнаружили, что миниатюрные скульптуры обладают магическими свойствами. Они приносят любовь, счастье и свободу. После этого их уже стали использовать в качестве талисманов.

В XVI—XIX веках японское общество, как изве­стно, чётко подразделялось на четыре социаль­ные группы: самураев, крестьян, ремесленников и торговцев. При детальном рассмотрении фигурок становится очевид­ным, что они являются продуктом одной социаль­ной группы - ремесленников, изготовленным для продажи другой категории людей - торговцам. Известно, что вплоть до XIX века в Японии кате­горически запрещалось изображать членов импе­раторской семьи и придворной знати, а также самураев, которые относились к правящему клас­су. Факт отсутствия представителей этой социаль­ной группы в изображениях нэцке говорит о том могуществе, которым обладал этот клан. Конечно, есть статуэтки, изображающие великих воинов прошлого.

Изображая людей, мастера предпочитали останавливать свой выбор на тех, кто не входил в японскую социальную систему. В то время самым безопасным было изображать не японцев.

На практике это означало лишь две нации, которые были знакомы японцам: китайцы и гол­ландцы. Несмотря на политику строгой изоляции, купцам из Китая и Голландии разрешалось захо­дить в Нагасаки, и то, как часто их изображения появлялись в нэцке, говорит о том, какие симпа­тии питали к ним жаждавшие общения японцы.

К китайцам подход был двояким. Обыкновен­ные торговцы изображались такими же смешны­ми, как и голландцы, легендарные «сеннины» изо­бражались с уважением.

Для развлечения соотечественников мастера часто изображали представителей японского дна. Персонажи должны были быть ниже класса тор­говцев. Видимо, желание торговцев, являющихся самым низким официальным классом, посмеяться над целой группой людей, находящихся еще ниже, и способствовало появлению подобных фигурок.

Источник: https://yandex.ru/images/
Источник: https://yandex.ru/images/

В результате нэцке показывают все стороны жизни Японии своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремёсла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:

  • - люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические и выдуманные, дети, воины, священники и т.д.
  • - животные: знаки восточного гороскопа и другие
  • - растения и растительные продукты; маленькие, такие, как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину
  • - божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религий, изображающие одного из семи богов удачи, которые приносят удачу
  • - предметы: монеты, инструменты, , кровельная черепица и т. д.
  • - обстрактные: символы мон, узоры
  • - сексуальные: могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утончённой символической форме на эротическое содержание

Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём - это достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых - резьба нэцкэ.