Работа в цеху разительно отличалась от жизни на трассе. По крайней мере, по окончании смены, можно было принять душ и ехать домой «белым» человеком, а не тем дурно пахнущим «трубочистом», как это было до этого.
Петрович не обманул, большую часть времени Андрей с ним проводил на «стройплощадке», собирая огромный изолировочный станок под трубу на семьсот миллиметров.
Правда иногда, когда Петровичу надоедало смотреть как «Немец» с обрезком шланга гоняет по цеху очередного слесаря, он отправлял Андрея на отводы. Порой, сам «Немец» сквозь зубы выпрашивал Андрея к себе в помощники. Андрей мысленно вздыхал и шел отбывать «повинность»…
- Так, Андрюха, - Петрович почесал затылок. – Нам нужна десятка, тысячу на тысячу…
- Какая десятка, - как обычно ступил Андрей, еще не обвыкшийся на новом месте работы.
- Лист метала, пошли, - Петрович направился в дальней край цеха, Андрей поспешил за ним.
За ящиками с металлоломом обнаружилось несколько стопок листового метала, различного размера и толщины.
- Вот этот подойдет, - Петрович свернул рулетку. – Вези к станку…
- Тут тележка нужна, - заметил Андрей и Петрович, который собрался уйти, споткнулся.
- Какая еще тележка?
- А как я его к станку допру?
- Понятно, - вздохнул Петрович. – Ты монтажник или носильщик?
- Монтажник.
- Вот и работай монтажником, нечего пуп рвать за зря, да и Клавка на пирожках без дела задницу отъест, в кабину не влезет.
- Кто? – не понял Андрей.
Петрович вместо ответа заорал на весь цех:
- Клава, мать твою за ногу! Опять хомячишь?! Работа стоит!
Андрей увидел как пухленькая женщина стремительно взлетела по лесенке под потолок цеха и скрылась в кабине крана, при этом у нее изо рта торчал пирожок. Через мгновение Клава выглянула в окошко и прокричала в ответ:
- Чего орать? На месте я! – в это же время кран плавно поехал в сторону монтажников.
- А как лист краном вести? – спросил озадаченный Андрей.
- Элементарно, - буркнул Петрович, подбирая с пола какие-то цепи с зубчатыми клешнями на концах. – Лапу бери, поддевай, - велел Петрович.
Андрей огляделся и увидел набор ломиков и монтировок, выстроенных вдоль стены, прикинул, чем будет удобнее поддеть лист и выбрал, как ему показалось нужный. Петрович с минуту смотрел, как он мучается, пытаясь приподнять лист, затем отобрал инструмент и молча ткнул пальцем в сторону нужного.
Установив «клещни» с четырех сторон листа, Петрович большим пальцем, дал команду «вира». Лист поднялся над полом на полтора метра и «поплыл» в сторону стройплощадки.
- Вот, а ты неспешно идешь следом, смотришь, чтобы по башке кому не прилетело, - отряхнул руки Петрович. – Запомни, есть кран, пусть он и работает. Ничего, научишься…
Когда-то мама Андрея сказала ему: придешь на производство, не стесняйся задавать вопросы. Большинству старых мастеров, хлеба не давай, дай опытом поделиться. Теперь Андрей убедился в правдивости данного утверждения. С каким вопросом он не обращался к Петровичу, тот ни разу не отмахнулся, некогда, мол. Даже на совсем неуместный вопрос: а трудно варить научиться? Получил лаконичный ответ:
- В обед с маской подходи к металлолому…
Через шесть обеденных перерывов, что Андрей провел с держаком, Петрович, осмотрев очередной шов, сказал:
- Провар, завтра покажу, как вертикаль варить, а это брат совсем другая наука…
Спустя три недели, с опозданием на четыре дня от графика, станок был готов. Андрей, который немного научился разбираться в чертежах, еще при постройке окреп уверенностью – работать не будет. А теперь, когда Клава виртуозно загрузила махину станка на рельсовую тележку перед воротами цеха понял - быть скандалу.
Скандал разразился спустя четверть часа, когда станок выставили у стены цеха и электрик его подключил. Рулон с изолировочной пленкой двигался вдоль трубы слишком быстро и последняя шла пузырями и разрывами.
- Все по чертежу, разбирайтесь сами! – жестко заявил Петрович разгневанным, главному инженеру с главным конструктором.
- А я говорю у меня все рассчитано! – орал конструктор. – Это ты, Петрович, не тот редуктор поставил!..
Пока начальство «собачилось», Андрей смотрел на станок и пытался понять, что его смущает, наконец, сообразил и решился подать голос:
- Да он на любой скорости работать не будет, - начальство удивленно на него уставилось. – Пленка должна под углом подаваться, а это половину конструкции переделывать надо. Вот под таким, - Андрей руками показал, под каким углом.
- А пацан, похоже, прав, - задумчиво высказался главный инженер. – Черт побери, нам через две недели надо уже двадцать труб сдать! Марат Андреевич, как же вы так?
- А вы, Георгий Михайлович куда смотрели? – огрызнулся конструктор и тут Андрей встрял еще раз.
- А этот станок только для двадцати труб?
- Ну, - буркнул главный инженер.
- Тогда есть рацпредложение, - Андрей говорил все смелее, очень уж ему надоело возиться со станком. – Труба у нас проворачивается, уже хорошо. Берем двух студентов, - имели в виду практиканты местного механического техникума, - даем им черенок от лопаты, на него одеваем рулон с лентой и они идут с ним вдоль трубы под нужным углом и с необходимой скоростью…
Инициатива всегда бьет по инициатору. После того, как опробовали на практике предложение Андрея и за полчаса заизолировали первую трубу, Андрей стал врагом номер один у студентов, так как рулон весил изрядно, а последние привыкли проводить время практики в праздном шатании по базе и «получил» должность «ответственного изолировщика». Пока два студента держали черенок с лентой, а еще двое наносили клей, Андрей следил за качеством процесса и «подрабатывал» тормозом для ленты, обеспечивая руками нужное натяжение.
К вечеру первые пять труб прошли проверку на «электро-пробой» и были приняты заказчиком.
- Да, - покачал головой Петрович, - а ты, Андрей, знатный «рационализатор». У нас заказ от НПЗ на разворачивание резервуара в десять тысяч, пойдешь со мной?
- Василий же просится, - напомнил Андрей.
- И что? – Петрович удивленно посмотрел на Андрея.
- У него образование, карьеру хочет сделать, ему нужнее, - пояснил Андрей.
- Васька карьеру языком быстрее сделает, - непонятно для Андрея, ответил Петрович. – У тебя-то, какие планы?
- Трубу хочу достроить и техникум закончить, там видно будет.
- Тоже дело, - кивнул Петрович. – Еще пятнадцать штук заизолируешь и возвращайся на трассу.
Конец
Читать другие посты автора - здесь
Подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк (палец вверх)!
Так вы не потеряете канал и поможете другим читателям найти своего автора.
Ниже: НЕ УВЕРЕН НЕ НАЖИМАЙ!
если есть желание поддержать автора, нажимай, комиссия списывается с получателя (меня).