Как уже поминали в нескольких статьях канала — о Княгине Ольге, до ее замужества с Игорем Рюриковичем известно … почти ничего. «Повесть временных лет» сообщает об одном месте ее рождения (несуществующий на тот год Псков), «Книга Степенная царского родословия» называет отчим домом Ольги «весь (деревеньку) Выбутскую» под Псковом. В Иоакимовской летописи, бывшей якобы под рукой у энтузиаста-историка Татищева, родиной Ольги назначается уже Изборск, что уже ближе к хоть какой-то правде…
Две наиболее популярные версии, в полном анализе, можете читануть на канале, если не лень великая. В течении времени, по ходу переписывания и дополнения летописей — показания родословной Ольги множились, кочевали в другие источники, обрастали (не пойми откуда взявшимися) подробностями. Например, основанием для перенесения родины Государыни из Пскова в село Выбутино послужило Житие Ольги. Что выплыло на свет божий «Великих Четьях-Минеях» митрополита Макария аж в 30-40-х годах XVI века.
«Степенная книга» поздних редакций «неожиданно» что-то припомнила и рассказала, что Псков был основан Ольгой, когда она уже была христианкой. В Никоновской летописи XVI века появилось известие о селе Будутине. Мол, там Государыня первый раз крикнула младенцем… И по старой родовой памяти — сослала туда мать Владимира Ясно Солнышко — рабыню Малушу… Перинатальный центр там был знаменитый, ага… Цепочки этих сказок можно перечислять долго. И говорит сие только об одном… Святым отцам даже близко неведомо ее настоящее происхождение. Это если уж совсем корректно выразиться. Их больше божественный образ занимает во все времена… Что критике не подвергаемо, у всех свой функционал.
Первый прорыв. Долгое время правдоподобных версий о месте рождения Ольги не существовало. А церковные басни трещали по всем швам уже с середины XIX века. И наблюдалось полное отсутствие источников, опровергавших «псковскую легенду». Но в 1888 г. архимандрит Леонид (Кавелин) аккуратно ввел в научный обиход неизвестную ранее рукопись. Отыскалась она в гигантской библиотеке графа Алексея Сергеевича Уварова, русского археолога, основателя Исторического музея (Москва). Документ получил название — Краткий Владимирский Летописец (конец XV в.).
Открытие было …революционным. Оказалось, на древней Руси существовала иная, «вне-псковская» версия происхождения Государыни русов. Что относила место ее рождения… на тысячи верст с северов — на юго-запад, в дунайские земли Болгарии. Текст гласил:
«Игоря же Олег жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бе мудра вельми».
Несмотря на господствующую «норманнскую теорию» происхождения государственности, историки стали тщательно проверять новые вводные. Действительно, в первой половине Х века существовал город, название которого давало русифицированную форму летописного «Плескова». Сим градом была — болгарская Плиска (Плискова). Сейчас эта локация находится в районе Шумена. Лингвисты сначала вскинулись, но потом сдулись и признали: соответствие в данном случае просматривается полное.
Тождество Плиски с якобы Псковом-Плесковом подтвердилось множеством исторических свидетельств. Как оказалось, это древняя столица Первого Болгарского Царства, не раз поминаемая в источниках первой половины IX — XII веков. Список солиден: надпись хана Омортага (почитаем как-нибудь), труды Льва Диакона, Анны Комнин, Кедрина, Зонары и т.д. … Болгарская Плиска была большим и людным городом, крупнейшим религиозным центром Балкан с огромным языческим капищем (более 2000 кв.м). В IX веке тамошний материальный Пантеон был накрыт камнем величественного христианского храма, как ОАО «Аллилуя» обожало делать с «намоленными» местами.
В 893 году Плиска была сожжена венграми, обезлюдела и запустела. Резиденция царских правителей Болгарии и архиепископов переехала в Великий Преслав. А разоренная старая столица только через несколько десятков лет возродилась, но былое величие утратила безвозвратно. Превратившись в некий духовный центр для христианских книжников-богословов, видных деятелей церкви, представителей болгарской знати. Этакая Москва во времена расцвета имперского Санкт-Петербурга. Патриархальный культурно-духовный центр всего Царства и балканского региона.
Читая смыслы… Ели взглянуть на ситуацию с женитьбой Игоря строго династически — Плиска выглядит правдоподобно, как место, где стоит поискать невесту. Нет, конечно, Божий промысел столь креативен, что делать это нужно непременно в окрестностях селища кривичей в дюжину дворов. Но предлагаю волшебство и сюжеты «дамских романов» из исторического процесса все же исключать. Что дает еще одну вводную для размышления. Разные списки «Повести временных лет» помещают сообщение о прибытии Ольги (из «Плескова» в Киев) сразу после строк о неудачной войны болгарского царя Симеона с греками и венграми. Локация — несомненно дунайская и балканская. Следом… приезд Ольги… Причинно-следственные связи не просматриваются?
В поисках родословной… Насколько Государыня могла быть этнической болгаркой? Не факт, что такая версия правдоподобной окажется. Само собой, болгарские историки, как только утвердили в своей историографии факт полного тождества Плескова с Плиской, тему развили. Провозгласив Ольгу племянницей царя Симеона (888-927 гг.). Данный факт… если честно, напрямую ничем серьезным не подтвержден. Только косвенно.
Скептиков (совершенно справедливо) не устраивает личность Ольгиного дяди. Высоковат шесток, по справедливости судя. Если принимать сие за правду — придется полностью отправить в утиль «Повесть временных лет»… Переработать биографии Олега и Игоря. Оставив в покое беднягу Рюрика в новгородской глухомани, пусть там бушкается сколь душеньке угодно с мерью, чудью и прочей лесной братией. Пересмотр традиционной хронологии Повести временных лет …не знаю, способен ли научный мир на такую титаническую работу и подвиг. Скорее «нет», чем «да», хлопотно.
Но сам факт происхождения Ольги из болгарской Плиски уже потихоньку перекочевал из раздела «фантастика» в «нужно проверять», что за счастье. В пользу «царского происхождения» Государыни говорит любопытнейший эпизод, как пища для построения версий. Связан он с этикетом при дворе Базилевса Царьградского… И почести, которыми сопровождались два приема Ольги во дворце Константина Багрянородного:
«Обязательный в таких случаях тройной «прискинесис» (не царских кровей посетитель обязан распростираться на полу перед троном) для Ольги был заменен лишь легким наклоном головы. А затем, сидя в присутствии императрицы и императора, она беседовала с последним «сколько пожелала».
Еще одно, более убедительное: Ольга была принята во внутренних покоях дворца, куда имели доступ только родственники Базилевса и высшая знать Византии. Иностранным послам, любой чистоты крови иноземцам — туда дорога была заказана. Без исключений. Фактов подобных, во всяком случае, — не найдено в источниках.
Как правдоподобный вариант: болгарский Царь Петр Симеонович был женат на Марии-Ирине, внучке императора Романа I Лакапина (920-944). Княгиня Эльга (как ее называют византийцы) приходилась императору Константину Багрянородному… свойственницей, так кажется правильно сказать… Плюс ко всему, прибыла в гости она не послом, не «иноземкой», а в статусе главы суверенного государства «русов». Совокупность этих дипломатических тонкостей позволила претендовать на особое отношение, распахнуло двери внутренних покоев Императора.
Есть правда, одно очень толстое такое… Возражение. Что все конструкции «болгарские» рушит. Будь Государыня Ольга болгарской царевной, была бы крещена еще в младенчестве. Без вариантов. Никто и никогда ее за варяга-язычника не отдал бы в жены. Если только силком уволокли… А по чести — не тот шесток, простите. Какие-то неведомые варяги, с обликом бандюгов большой дороги… Или у нас серьезные прорехи в династической родословной Игоря с Вещим Олегом получается….
Но поиск не окончен. Есть еще одна версия, очень любопытная, с немалыми шансами на достоверность. Так что…
Продолжение следует.
Читайте по теме:
- Каменная поступь Государыни «русов» (обзор народных преданий о происхождении княгини Ольги)
- Государыня Ольга. Сколько ж лет старушке было? (арифметические упражнения русских летописей)