Всем привет! Вчера новости буквально "взорвало" сообщение о новой версии причин самого крупного кораблекрушения в Европе и на Балтийском море - гибели парома "Эстония". Корабль, как следует из нового журналистского расследования, якобы столкнулся с подводной лодкой.
Это уже не первая альтернативная версия катастрофы, которая подкрепляется подтвержденными фактами исчезновения спасенных людей после кораблекрушения.
Сегодня мы разберемся в этой истории подробнее.
Краткая хронология событий
Итак, вернемся в 1994 год. 28 сентября на Балтике стояла не самая лучшая погода. Несмотря на это, паром "Эстония" (год постройки - 1979, место - немецкая верфь Meyer) выходит вечером из Таллина в Стокгольм.
На борту - 803 пассажира и 186 членов экипажа. У корабля небольшой крен на правый борт из-за ветра и груза.
До полуночи рейс идет в обычном режиме. Большинство пассажиров находятся в каютах - или уже легли спать, или отдыхают.
Ближе к часу ночи члены экипажа и некоторые пассажиры начинают слышать странный металлический стук.
В 1:15 механик Маргус Треу слышит несколько сильный металлических ударов по корпусу и видит на мониторе, как палубу у носовой рампы (через нее на паром загружаются автомобили) начинает поступать вода - но визор закрыт.
В 1:20 на корабле звучит сигнал тревоги (только на эстонском).
В 1:22 экипаж посылает сигнал бедствия.
В 1:24 экипаж подает второй сигнал. Сообщается, что крен достигает 40 градусов. Многие пассажиры не могут из-за этого покинуть каюты.
В 1:26 с корабля уходит сообщение "Теперь все действительно плохо. Сейчас здесь действительно плохо". Связь обрывается. К месту крушения на всех парах мчат корабли и спасательные вертолеты.
Через четыре минуты вода начинает заливать каютные палубы и капитанский мостик. Корма задирается вверх. Через 12 минут корабль уходит под воду целиком.
В 1:58 корабль пропадает с экранов радаров. На море - шторм, ветер достигает скорости в 25 м/с. На воде осталось 22 спасательных плота и 3 шлюпки. Выжившим не хватает на них места, многим не хватает сил залезть или их смывает.
В 2:12 к месту крушения подходят три корабля. Прибывают вертолеты.
Всего спасено 139 человека. Найдено 58 тел погибших.
Официальная версия гибели корабля, до недавнего времени - поломка носового визора. От шторма он открылся и отвалился.
Пропавшие выжившие
Множество вопросов вызвала пропажа без вести 8 человек, которых, по первоначальным данным, спасли и доставили на сушу.
Это сменный капитан парома Аво Пихт, помощник капитана Каймар Кикас, судовой врач Виктор Богданов, старший механик Лембит Лейгер, механик Агур Таргма, директор одного из магазинов Тийна Мююр и танцовщицы варьете сестры-близняшки Ханка-Ханника и Ханнели Вейде.
Исчезновения четырех человек объяснилась, вроде как, путаницей в списках - в то время они не велись с такой тщательностью, как сейчас, однако четыре человек пропали уже после спасения и доставки на сушу.
Капитан Аво Пихт. В ту ночь он был на корабле пассажиром - была не его смена вести корабль. Его имя значилось в списках спасенных, его видели незадолго до окончательного затопления корабля.
Потом он два раза мелькнул в первых двух репортажах немецкого телеканала ZTF, но впоследствии из репортажа исчез. В книге "Незаконченный бортовой журнал" и вовсе утверждается, что журналисты канала RTL записали небольшое интервью с Пихтом.
Позднее министр путей и связи Эстонии А.Мейстер заявил, что капитана перепутали с шведом Андерсом Эрикссоном. В пользу этой теории говорит и тот факт, что никто из спасенных не видел капитана на борту плота, шлюпки или спасательного вертолета. Против - что в архивах телеканала "потерялись" те самые видеорепортажи с участием капитана.
Старший механик Лембит Лейгер. Полиция Швеции официально сообщил его семье, что механик жив, пробыл в больнице 24 часа и покинул ее. Позднее уже из Таллинской больницы моряков семье механика сообщили, что он вылетел из Швеции в Таллин. Однако среди пассажиров самолета механика не оказалось, а его следы затерялись. По рассказам жены Лейгера, в одном из разговоров после шведский полицейский сказал, что "видимо, вам надо ждать, пока он выйдет на связь".
Сестры Вейде. Страннее всего выглядит история с сестрами Вейде - если пропажу капитана и механика еще можно хоть как-то объяснить, то произошедшее с сестрами - полнейший мрак.
Они значатся в списках как "Анна Вейде" и "? Вейде". Анна, по рассказам их семьи, было домашним именем одной из сестры и она назвала его спасателям в состоянии шока.
Дальше - больше. Один из членов команды видел сестер на палубе и предположил, что они успели на последний плот, на котором находились механик Лейгер и отправку которого организовал капитан Пихт (и, возможно, успел на него прыгнуть последним).
То, что девушки выжили, подтверждено несколько раз несколькими источниками и властями: шведской полицией, эстонским МВД, Красным Крестом. Об их спасении говорили и очевидцы и в больнице.
6 октября факт их спасения подтвердил (еще раз) Красный Крест. А потом они пропали. Родители говорят, что один раз им позвонили, представились Ханнели (и они даже узнали голос дочки), но потом звонки прекратились.
Куда пропали выжившие? В 2005 году американская газета American Free Press (издание с крайне сомнительной репутацией) сообщила, что девять выживших тайно вывез из Стокгольма американский военный самолет. Версию подтвердил и шведский журналист Свен Анер, который специализируется на "горячих" темах - он, например, расследовал убийство шведского премьера Улофа Пальме.
Альтернативные версии крушения
Официальное расследование в качестве причин катастрофы назвало ошибки проектирования судна - мол, крепления визора были слишком слабыми и не было защитной перегородки.
Версию, еще до окончания расследования, начала критиковать верфь, построившая судно - конструкторы обвиняли во всем владельца, который неправильно эксплуатировал корабль. Раскритиковали официальную версию и в Федерации профсоюзов работников транспорта Северных стран. Не поверили в версию и родственники погибших.
В свое время газета "Итоги" опросила несколько выживших и сопоставила факты в теории о взрыве:
Версия о взрыве отчасти подтверждается и свидетельскими показаниями. Так, выживший после катастрофы швед Рольф Сирман утверждал, что, отплывая от парома, он четко видел огромную черную дыру в районе ватерлинии. По свидетельству другого выжившего пассажира, водителя грузовика из Швеции Карла Овберга, перед началом катастрофы было два удара, потрясших все судно и похожих на взрыв. Кроме того, в СМИ просочилась видеозапись, сделанная официальной экспедицией. На пленке очень хорошо видно, что на внешнем корпусе корабля прикреплен какой-то продолговатый оранжевый предмет. Инспектор-сапер главного штаба Сил обороны Эстонии полковник Удо-Мееме Леттенс не исключил, что "обнаруженный на пароме "Эстония" подозрительный предмет является пластической взрывчаткой или элементом сухой батареи, применяемой при проведении взрывных работ для детонации". С ним согласился и бывший капитан-лейтенант британских ВМФ Брайан Бредвуд, крупный эксперт по взрывчатке, привлеченный германской судоверфью "Майер Верфт", где и была в 1980 году построена "Эстония".
В 2006 году в Эстонии отчитались комиссии от парламента и правительства. Они расследовали факт возможной перевозки оружия на корабле. Дело в том, что на пароме ранее уже перевозилось некое военное оборудование и партии оружия - например, вывозилась оставшаяся в Эстонии секретная советская аппаратура.
Кроме этого, госпрокурор Маргус Курм задал один очень важный вопрос: как вода с автомобильной палубы так быстро поступила в другие части корабля - по техническим расчетам это возможно только в том случае, если вода сразу хлынула в несколько частей корабля. Более того, если бы вода затопила автомобильную палубу, то корабль бы перевернулся - а не затонул.
Появились и альтернативные версии крушения - столкновение с подводной лодкой, неудачная операция спецслужб (якобы агенты попытались утопить один из автомобилей в открытом море), взрыв.
Масла в огонь подлила и инициатива властей Эстонии, Финляндии и Швеции забетонировать корабль на морском дне. Когда идея с треском провалилась, под шумок удалось протолкнуть закон о неприкосновенности (то есть запрете на любые погружения и исследования) места кораблекрушения.
Позднее также установили, что на корабле было восемь незарегистрированных автомобилей - то ли с кобальтом, то ли с ядерными материалами, то ли еще с непойми чем очень секретным.
Проблем властям добавляет и то, что дно в районе катастрофы неспокойное и корабль меняет свое местоположение и немного поворачивается - и новое погружение журналистов (которых почему-то пока не преследуют уголовно, хотя закон о запрете погружений это подразумевает) показало на необычную и неизвестную ранее пробоину, похожую на след от столкновения с подводным объектом.
Похоже, что версия со столкновением с подводной лодкой получает новые доказательства - и совершенно пока непонятно, в какую сторону вывернут обвинения. Однако, с учетом нынешней политической ситуации будет очень ожидаемо, если во всем обвинят Россию - несмотря на попытки властей Швеции, Эстонии и Финляндии замести следы; несмотря на исчезновение из Швеции выживших и слухи об американских военных самолетах; несмотря на противоречия в официальной версии.
А какие версии у вас, дорогие читатели? Пишите комментарии, ставьте лайки и делитесь материалом!