Найти тему

Кроме "Титаника". Тайна самого крупного кораблекрушения в Европе.

Всем привет! Вчера новости буквально "взорвало" сообщение о новой версии причин самого крупного кораблекрушения в Европе и на Балтийском море - гибели парома "Эстония". Корабль, как следует из нового журналистского расследования, якобы столкнулся с подводной лодкой.

Это уже не первая альтернативная версия катастрофы, которая подкрепляется подтвержденными фактами исчезновения спасенных людей после кораблекрушения.

Сегодня мы разберемся в этой истории подробнее.

Паром "Эстония"
Паром "Эстония"

Краткая хронология событий

Итак, вернемся в 1994 год. 28 сентября на Балтике стояла не самая лучшая погода. Несмотря на это, паром "Эстония" (год постройки - 1979, место - немецкая верфь Meyer) выходит вечером из Таллина в Стокгольм.

На борту - 803 пассажира и 186 членов экипажа. У корабля небольшой крен на правый борт из-за ветра и груза.

До полуночи рейс идет в обычном режиме. Большинство пассажиров находятся в каютах - или уже легли спать, или отдыхают.

Ближе к часу ночи члены экипажа и некоторые пассажиры начинают слышать странный металлический стук.

В 1:15 механик Маргус Треу слышит несколько сильный металлических ударов по корпусу и видит на мониторе, как палубу у носовой рампы (через нее на паром загружаются автомобили) начинает поступать вода - но визор закрыт.

В 1:20 на корабле звучит сигнал тревоги (только на эстонском).

В 1:22 экипаж посылает сигнал бедствия.

В 1:24 экипаж подает второй сигнал. Сообщается, что крен достигает 40 градусов. Многие пассажиры не могут из-за этого покинуть каюты.

В 1:26 с корабля уходит сообщение "Теперь все действительно плохо. Сейчас здесь действительно плохо". Связь обрывается. К месту крушения на всех парах мчат корабли и спасательные вертолеты.

Через четыре минуты вода начинает заливать каютные палубы и капитанский мостик. Корма задирается вверх. Через 12 минут корабль уходит под воду целиком.

В 1:58 корабль пропадает с экранов радаров. На море - шторм, ветер достигает скорости в 25 м/с. На воде осталось 22 спасательных плота и 3 шлюпки. Выжившим не хватает на них места, многим не хватает сил залезть или их смывает.

Спасательный плот с парома "Эстония". Фото из открытых источников.
Спасательный плот с парома "Эстония". Фото из открытых источников.

В 2:12 к месту крушения подходят три корабля. Прибывают вертолеты.

Всего спасено 139 человека. Найдено 58 тел погибших.

Официальная версия гибели корабля, до недавнего времени - поломка носового визора. От шторма он открылся и отвалился.

Пропавшие выжившие

Множество вопросов вызвала пропажа без вести 8 человек, которых, по первоначальным данным, спасли и доставили на сушу.

Это сменный капитан парома Аво Пихт, помощник капитана Каймар Кикас, судовой врач Виктор Богданов, старший механик Лембит Лейгер, механик Агур Таргма, директор одного из магазинов Тийна Мююр и танцовщицы варьете сестры-близняшки Ханка-Ханника и Ханнели Вейде.

Исчезновения четырех человек объяснилась, вроде как, путаницей в списках - в то время они не велись с такой тщательностью, как сейчас, однако четыре человек пропали уже после спасения и доставки на сушу.

Капитан Аво Пихт. В ту ночь он был на корабле пассажиром - была не его смена вести корабль. Его имя значилось в списках спасенных, его видели незадолго до окончательного затопления корабля.

Потом он два раза мелькнул в первых двух репортажах немецкого телеканала ZTF, но впоследствии из репортажа исчез. В книге "Незаконченный бортовой журнал" и вовсе утверждается, что журналисты канала RTL записали небольшое интервью с Пихтом.

Позднее министр путей и связи Эстонии А.Мейстер заявил, что капитана перепутали с шведом Андерсом Эрикссоном. В пользу этой теории говорит и тот факт, что никто из спасенных не видел капитана на борту плота, шлюпки или спасательного вертолета. Против - что в архивах телеканала "потерялись" те самые видеорепортажи с участием капитана.

Старший механик Лембит Лейгер. Полиция Швеции официально сообщил его семье, что механик жив, пробыл в больнице 24 часа и покинул ее. Позднее уже из Таллинской больницы моряков семье механика сообщили, что он вылетел из Швеции в Таллин. Однако среди пассажиров самолета механика не оказалось, а его следы затерялись. По рассказам жены Лейгера, в одном из разговоров после шведский полицейский сказал, что "видимо, вам надо ждать, пока он выйдет на связь".

Сестры Вейде. Страннее всего выглядит история с сестрами Вейде - если пропажу капитана и механика еще можно хоть как-то объяснить, то произошедшее с сестрами - полнейший мрак.

Они значатся в списках как "Анна Вейде" и "? Вейде". Анна, по рассказам их семьи, было домашним именем одной из сестры и она назвала его спасателям в состоянии шока.

Дальше - больше. Один из членов команды видел сестер на палубе и предположил, что они успели на последний плот, на котором находились механик Лейгер и отправку которого организовал капитан Пихт (и, возможно, успел на него прыгнуть последним).

То, что девушки выжили, подтверждено несколько раз несколькими источниками и властями: шведской полицией, эстонским МВД, Красным Крестом. Об их спасении говорили и очевидцы и в больнице.

6 октября факт их спасения подтвердил (еще раз) Красный Крест. А потом они пропали. Родители говорят, что один раз им позвонили, представились Ханнели (и они даже узнали голос дочки), но потом звонки прекратились.

Куда пропали выжившие? В 2005 году американская газета American Free Press (издание с крайне сомнительной репутацией) сообщила, что девять выживших тайно вывез из Стокгольма американский военный самолет. Версию подтвердил и шведский журналист Свен Анер, который специализируется на "горячих" темах - он, например, расследовал убийство шведского премьера Улофа Пальме.

Альтернативные версии крушения

Официальное расследование в качестве причин катастрофы назвало ошибки проектирования судна - мол, крепления визора были слишком слабыми и не было защитной перегородки.

Паром "Эстония". Тот самый злополучный визор поднят. Фото из открытых источников.
Паром "Эстония". Тот самый злополучный визор поднят. Фото из открытых источников.

Версию, еще до окончания расследования, начала критиковать верфь, построившая судно - конструкторы обвиняли во всем владельца, который неправильно эксплуатировал корабль. Раскритиковали официальную версию и в Федерации профсоюзов работников транспорта Северных стран. Не поверили в версию и родственники погибших.

В свое время газета "Итоги" опросила несколько выживших и сопоставила факты в теории о взрыве:

Версия о взрыве отчасти подтверждается и свидетельскими показаниями. Так, выживший после катастрофы швед Рольф Сирман утверждал, что, отплывая от парома, он четко видел огромную черную дыру в районе ватерлинии. По свидетельству другого выжившего пассажира, водителя грузовика из Швеции Карла Овберга, перед началом катастрофы было два удара, потрясших все судно и похожих на взрыв. Кроме того, в СМИ просочилась видеозапись, сделанная официальной экспедицией. На пленке очень хорошо видно, что на внешнем корпусе корабля прикреплен какой-то продолговатый оранжевый предмет. Инспектор-сапер главного штаба Сил обороны Эстонии полковник Удо-Мееме Леттенс не исключил, что "обнаруженный на пароме "Эстония" подозрительный предмет является пластической взрывчаткой или элементом сухой батареи, применяемой при проведении взрывных работ для детонации". С ним согласился и бывший капитан-лейтенант британских ВМФ Брайан Бредвуд, крупный эксперт по взрывчатке, привлеченный германской судоверфью "Майер Верфт", где и была в 1980 году построена "Эстония".

В 2006 году в Эстонии отчитались комиссии от парламента и правительства. Они расследовали факт возможной перевозки оружия на корабле. Дело в том, что на пароме ранее уже перевозилось некое военное оборудование и партии оружия - например, вывозилась оставшаяся в Эстонии секретная советская аппаратура.

Кроме этого, госпрокурор Маргус Курм задал один очень важный вопрос: как вода с автомобильной палубы так быстро поступила в другие части корабля - по техническим расчетам это возможно только в том случае, если вода сразу хлынула в несколько частей корабля. Более того, если бы вода затопила автомобильную палубу, то корабль бы перевернулся - а не затонул.

Появились и альтернативные версии крушения - столкновение с подводной лодкой, неудачная операция спецслужб (якобы агенты попытались утопить один из автомобилей в открытом море), взрыв.

Масла в огонь подлила и инициатива властей Эстонии, Финляндии и Швеции забетонировать корабль на морском дне. Когда идея с треском провалилась, под шумок удалось протолкнуть закон о неприкосновенности (то есть запрете на любые погружения и исследования) места кораблекрушения.

Позднее также установили, что на корабле было восемь незарегистрированных автомобилей - то ли с кобальтом, то ли с ядерными материалами, то ли еще с непойми чем очень секретным.

Проблем властям добавляет и то, что дно в районе катастрофы неспокойное и корабль меняет свое местоположение и немного поворачивается - и новое погружение журналистов (которых почему-то пока не преследуют уголовно, хотя закон о запрете погружений это подразумевает) показало на необычную и неизвестную ранее пробоину, похожую на след от столкновения с подводным объектом.

Похоже, что версия со столкновением с подводной лодкой получает новые доказательства - и совершенно пока непонятно, в какую сторону вывернут обвинения. Однако, с учетом нынешней политической ситуации будет очень ожидаемо, если во всем обвинят Россию - несмотря на попытки властей Швеции, Эстонии и Финляндии замести следы; несмотря на исчезновение из Швеции выживших и слухи об американских военных самолетах; несмотря на противоречия в официальной версии.

А какие версии у вас, дорогие читатели? Пишите комментарии, ставьте лайки и делитесь материалом!