Найти тему

Конь вместо гаджета, или Как воспитать настоящих мужчин?

Почему с этим непростым вопросом мы обратились не к кому-то из отцов в возрасте, а к 37-летнему Ильдару Исхакову? Просто было интересно услышать мнение молодого родителя, который воспитывает своих сыновей в условиях тотального наступления высоких технологий, когда даже почитать книгу чадо приходится заставлять чуть ли не с боем. Слишком неравны весовые категории — родители и эти самые технологии. Во многих семьях верх одерживают планшеты со смартфонами. Увы. Ильдар преподает физкультуру в Учалинском колледже горной промышленности. А еще он один из тех, кто возрождает в районе национальный вид спорта — стрельбу из лука. Кстати, благодаря и его стараниям первые в республике соревнования среди детей по этому виду спорта прошли именно в Учалах. А разговор с Ильдаром мы начали с… имен. Сыновей у Исхаковых трое. Старшего (ему десять лет) зовут Исмагил, второго, семилетнего, — Бахтияр, третьего — Муртаза. Младшенькому четыре годика.

В семье Исхаковых сыновья воспитываются в национальных традициях. // Фото Рамиля КАЛИМУЛЛИНА.
В семье Исхаковых сыновья воспитываются в национальных традициях. // Фото Рамиля КАЛИМУЛЛИНА.

— Все ваши сыновья названы башкирскими, но какими-то несовременными именами.

— Когда мы хотели дать имя Исмагил старшему сыну, среди родни было много споров. Зачем, мол, такое древнее имя, разве других мало? Но именно это имя мне не просто понравилось — оно как-то сразу легло на душу. К тому же так звали родного брата дедушки, который погиб на войне. Жена не была против (супруга Ильдара Гульнур Исхакова — врач-педиатр — авт.). Кстати, имя второму сыну дала она.

— Вы проводили обряд имянаречения? С приглашением священнослужителя?

— Нет, я сам провел этот обряд. Если отец знает, как нужно все сделать по канонам религии, это даже лучше считается.

— А третьего сына назвали Муртазой...

— День рождения нашего уважаемого Муртазы Рахимова 7 февраля, а мой сын родился восьмого. К тому же у этого имени очень хорошее значение. Вообще, мысль о том, что имя отражает суть человека, появилась не на пустом месте. Ведь это не просто набор звуков. Оно влияет на жизнь человека, его характер и поведение.

— Знаю, что вы и детей своих учите стрелять из лука. Зачем? Это же не пригодится в жизни.

— Игра в волейбол или баскетбол тоже не имеют практического значения. Мало кто становится профессиональным спортсменом. У спорта немного другое предназначение. Вот, к примеру, одна мама привела к нам сына. Сказала, что он не ходит на уроки физкультуры — не хочет. Пришла с надеждой. И сейчас этот подросток один из лучших лучников. Любое оружие, будь то пистолет или лук, дает мальчишкам уверенность в себе, помогает выработать характер. Например, многим из них не хватает усидчивости и терпения. Но если у тебя не будет терпения, ты не добьешься результатов. Прежде чем стрелять, нужно думать, а чтобы пальцы не дрожали, ты должен быть спокоен и сосредоточен. Я вижу, какими приходят к нам мальчишки и какими они постепенно становятся. Уверенными в себе, сдержанными, сильными.

— И много желающих?

— Когда мы шесть лет назад начинали, у меня было три ученика. Не было инвентаря, я сам мастерил первые луки. Мастерил — громко сказано. Согну палку — вот тебе и лук. Сейчас у нас три тренера и три группы по 15 человек в каждой. Кстати, почти половина из наших подопечных — это девочки. Спасибо директору Дома творчества Наилю Ирмикимову. Он помог с инвентарем, с организацией секций.

— А вот что скажете об уроках физкультуры, они интересны современным детям?

— Такого интереса к урокам, как было у нас, уже нет. Для нас физра была любимым уроком в школе, казалось, лучше бегать и прыгать, чем задачки решать. А сейчас дети стали инфантильными. Им лишь бы посидеть, чтобы никто не трогал. Если родители не поддержат, учителю сложно будет заинтересовать ребенка. Хотя мы стараемся. Я советую родителям отдавать детей, особенно мальчишек, в спортивные секции. Спорт только положительно влияет на человека. Что касается моих воспитанников, в колледже сейчас открыли секцию по стрельбе из лука. И здесь мне повезло, директор колледжа Дмитрий Абдрахманов нас поддерживает.

— А вообще, городских мальчишек можно чем-то заинтересовать, чтобы отвлечь от компьютера и телефона?

— Извините, рецепт дать не могу. Вы думаете, такой проблемы в нашей семье нет? Есть. Одними запретами ее не решить. Нужна альтернатива. В этом году мы из города переехали жить в деревню. Купили кошку, собаку, объяснили детям, что теперь это их подопечные и они в ответе за них. А еще хочу купить коня. Конь, мне кажется, мощнейший «воспитатель» сам по себе. Особенно для башкир. А еще отдал детей в сельскую школу. Чтобы знали свой родной язык, не забывали его. Язык — тоже важный компонент воспитания.

— А как к труду приучаете?

— Когда мы строили дом, мальчишки все время крутились рядом. Всегда проще ребенку сказать: я занят, не путайся под ногами. Сам не заметил, как это с языка слетело. Но жена пресекла, спокойно объяснила мне, что будет лучше, если мальчишки сызмальства узнают, как держать топор, отвертку, молоток. А когда у тебя дом в деревне, то все время что-то требуется делать своими руками. Значит, без дела сидеть не будут. Труд — очень хороший воспитатель. И всегда так было.

— Воспитание в национальных традициях возможно в современных условиях?— Все зависит от родителей. Как и любое воспитание, оно складывается из разных компонентов. Например, я сам играю на курае, и дети уже с малых лет слышат звук башкирского национального инструмента, через него полюбили национальную музыку. У каждого из сыновей есть башкирская национальная одежда. Язык они знают. Из лука старшие стреляют, младшему пока рано. Конь будет — станут наездниками.

— А как воспитывал вас отец?

— У нас дед был очень строгим человеком. Мы его побаивались. Нет, он не ругал нас, но так ставил себя, что сомнений в его авторитете не оставалось. А отец был мягче, он же у нас педагог. Я думаю, что все воспитание, в конечном счете, сводится к личному примеру родителей. Дети — наше зеркальное отражение. Характер может быть любой, но жизненные принципы, как правило, перенимаются почти на сто процентов.

— А можно строить воспитание на религии?

— Я против того, чтобы детей заставляли выполнять религиозные каноны. Человек сам должен прийти к вере. Мне было 18 лет, когда я начал совершать намаз. Мои родители — дети социализма, они от религии далеки. А вот я захотел. Сам, это был мой осознанный выбор. На жену не давил. Постепенно тоже сама пришла к иману.

— Может, у вас в роду были религиозные люди?

— Дедушка держал медресе. Был репрессирован. Религиозное воспитание — это не только духовное образование, смысл его значительно шире. Вот один случай. Я с малых лет детей брал в мечеть. И однажды, когда люди встали на молитву, мой сын стал бегать и мешать. Я его отругал, мол, ты мешаешь. Тем более знал: когда человек читает намаз, перед ним никто не должен проходить. А мулла меня мягко поправил, пусть, мол, бегает, у детей грехов нет, им можно.... И я вдруг ощутил весь гуманизм, всю доброту и чистоту нашей религии, словами это и не передашь... Вот этот случай как-то внезапно выкристаллизовал основной принцип моей педагогики: будь почтителен к старшим, снисходителен к младшим.

Автор: Аниса Янбаева