Найти в Дзене
Артем Самохвалов

Разговор с мастером: о жизни и об его вымирающем ремесле

Эта затея с самого начала казалась мне каким-то сумасшествием: ну и что с того, что у случайного прохожего из местных жителей мы узнали имя и адрес мастера, сшившего старую лодку, брошенную на берегу озера на съедение времени? Это же не повод идти в дом к незнакомым людям на ночь глядя и пытаться выведать у них хоть что-то про умирающее ремесло… Эти и подобные им мысли пчелиным роем вились у меня в голове, пока мы с товарищем шли к указанному вышеупомянутым прохожим дому. И тем не менее я шел. Шел гонимый любопытством и осознанием уникальности момента: пообщаться с мастером, своими руками шившим лодки старинным методом – это дорогого стоит. "Ладно, - наконец смирился я. - В худшем случае пошлют куда подальше и всё".

Так начиналась история, произошедшая в 2018 году во время фотоэкспедиции в Карелию "Сокровища 5 озёр" (подробнее об этом путешествии вы можете узнать в Инстаграме по хэштегу сокровища5озёр). Мы тогда остановились на берегу Космозера посреди одноименной деревни, чтобы отдохнуть и приготовить ужин. Здесь же на берегу мы увидели лодку:

Лодка явно была старой и шитой вручную:

-2
-3
-4
-5

Пока мы осматривали лодку, к нам подошел местный житель узнать, кто мы такие и с чем пожаловали. Разговорились. Он-то и рассказал нам про Николая Алексеевича - мастера, сшившего эту лодку, и указал на дом, где тот живет.

Быстро расправившись с ужином, мы зашагали в сторону "дома с зеленой крышей".

Я честно ожидал, что прием будет не из теплых. Однако хозяева приняли нас и провели в дом. Сначала чувствовалась какая-то настороженность, но через несколько минут Николай Алексеевич с супругой, убедившись в чистоте и искренности наших намерений, немного расслабились и разговор пошел проще. Они рассказали нам про прошлое своей деревни: и как работали в совхозах, и как во время войны жили в финской оккупации, и про то, как в 90-е развалился колхоз, а вместе с ним и судьбы многих людей.

Николай Алексеевич у своего дома в селе Космозеро, июнь 2018 года
Николай Алексеевич у своего дома в селе Космозеро, июнь 2018 года

Рассказал Николай Алексеевич и про то, как шил лодки. Для строительства использовались ели и сосны. Первые шли на изготовление матицы - основы лодки, на которую нашивались борта, вторые - на сами борта. Причем дерево должно быть особой структуры, плотным. Так называемые "мяндовые" сосны (т.е. выросшие на влажных территориях и имеющие рыхлую структуру древесины) не подходят. Доски пилили из цельного бревна. Причем для этого специально выбирали деревья с небольшим изгибом, чтобы потом было легче загибать доски по форме лодки.

Видя наш неподдельный интерес к своему ремеслу, Николай Алексеевич предложил нам посмотреть свою мастерскую. Конечно же мы не могли отказаться от такой возможности!

На улице за домом мы увидели специальные приспособления для постройки лодки. Вот эти, например, применялись для того, чтобы пришить первые доски к матице:

-7

А вот такие зажимы нужны, чтобы закреплять доски во время сшивки бортов:

-8

А вот и сама мастерская:

-9

Свою трудовую деятельность мастер начал в далеком 1951 году. Тогда в село прислали нескольких людей из Петрозаводского столярного училища. С их помощью он и постигал азы работы с деревом.

-10
-11

Позже была работа столяром в колхозе - окна, мебель, ящики - все умел делать Николай Алексеевич. Это было днем. А вечером, после работы, в своей мастерской он шил лодки.

-12
-13

Лодки, которые изготавливал Николай Алексеевич, были на подобие "кижанок". Да и мастера в те годы, в основном, были на Кижах. Там у местных мастеровых на изготовление одной лодки уходило 2 дня. Имея возможность заниматься лодками только после работы, наш мастер тратил на лодку куда больше времени, вкладывая в каждое свое изделие частичку души.

-14

После того, как лодка была сшита, ее нужно было просмолить. Смолу получали из выжженных сосновых корней в специальных "смолокурках", находившихся в расположенном неподалеку поселке Ламбасручей.

Сейчас мастер уже не делает лодки. "Сам старый стал и мастерская старая стала", - говорит Николай Алексеевич. Да и не нужны они стали - все теперь на пластиковых да на алюминиевых ходят. Так проще.

-15

По всему было видно, как этот человек любит свое дело и скучает по нему. Нежданно вторгшись в его обыденный вечер и придя с ним в его мастерскую, мы разбудили в нем воспоминания о его молодости, о труде и тех замечательных лодках, которые не одно десятилетие верой и правдой служили людям.

Вот такими гвоздями и сшивались борта лодки
Вот такими гвоздями и сшивались борта лодки

В завершении нашего визита Николай Алексеевич посетовал на то, что некому передавать свое мастерство: "Никто не хочет столярным делом заниматься - все на готовом, купленном".

-17

Провожал нас Николай Алексеевич как старых друзей. Видно тепло стало у него на сердце от того, что кому-то еще интересно его уходящее в прошлое ремесло. На прощание мы пообещали прислать по почте сделанные фотографии.

-18

Через некоторое время мой товарищ Саша сдержал обещание и отправил снимки. Увы, письмо так и не дошло: то ли адрес неверно записали, то ли получать уже некому…

-19

P.S. Выражаю благодарность Александру Моисееву, вместе с которым мы были в гостях у Николая Алексеевича, за запись и расшифровку разговора с мастером. Без этой работы рассказ об этой удивительной встрече был бы невозможен.

Спасибо, что прочитали эту статью! Если она понравилась вам - поставьте отметку "Нравится" и подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.