Как известно, крест – это древний символ христианства. В первые века христиане были гонимыми в Римской империи, им приходилось скрываться, молитвенные собрания проходили зачастую в катакомбах, и крест тогда изображали с осторожностью, например, маскируя его под якорь, как вот в этом изображении III века из христианских катакомб Домитиллы:
Изображение простого креста, незамаскированного под якорь, встречаются не так часто. Например, на этом христианском надгробии, датируемом началом III века [1]:
Есть сообщения и о более ранних находках креста, - в частности, в Помпеях, разрушенных извержением Везувия в 79 году. «В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в Боге"» [2].
Неожиданное свидетельство есть и со стороны римских язычников, сосуществовавших с христианами. Так, было обнаружено граффити II века. На нем изображен распятый на кресте человек с ослиной головой, а напротив креста другой человек с поднятой для крестного знамения рукой. И надпись: "Алексамен почитает Бога". По мнению ученых, это было изображено в качестве высмеивания солдата-христианина со стороны его языческого сослуживца [3]. Подобные языческие высмеивания в адрес христиан упоминает и Тертуллиан в начале III века.
О древности почитание креста христианами свидетельствуют и слова святителя Иоанна Златоуста, который говорил: «Крест находится повсюду, в домах, на площадях, в пустынях, на дорогах, на холмах и горах, на кораблях и островах, на одрах и оружиях, в брачных чертогах, на золотых и серебряных сосудах, на стенах. Ибо мы не стыдимся креста, напротив, он нам дорог и достолюбезен всюду, где только может быть изображен».
Но есть люди, которые, считая себя христианами, говорят при этом, что нельзя почитать крест, что это неправильно. Не могу сказать, что все протестанты так думают. Многие протестанты почитают изображение креста, используют его. Но есть среди протестантов – или, неопротестантов, – люди, которые выступают против этого. И я сам с такими встречался.
Например, когда я был в Стокгольме, на улице ко мне подошла пожилая негритянка, стала разговаривать. Сначала говорила о Христе и о том, как важно в Него верить, а потом показала на мой нагрудный крест и сказала: «это идол». Меня, конечно, это неприятно удивило, и я ответил: идол – это изображение ложного бога, а на кресте у нас изображен не ложный бог, а Господь Иисус Христос, поэтому как вы, говоря, что верите во Христа, можете говорить такое богохульство?
Позднее, уже на Филиппинах, у меня была еще одна похожая встреча. Придя в магазин, я повстречался там с одним американским миссионером. Он ко мне подошёл, начал разговор и говорил о многих вещах, в том числе о своем приходе к вере и так далее. Наконец, немного стесняясь, он сказал мне: «знаете, у нас сейчас с в Америке у евангеликов есть такая поговорка про людей, которые носят на себе изображение креста: неужели они не в курсе, что Христос больше не находится на кресте, но сидит одесную Отца? Как бы вы могли на этот счет ответить?»
Я сказал, что разумеется, мы носим на себе крест не потому что думаем, будто Христос все еще распят, это было бы глупостью, а потому что крест – это символ нашего спасения. Что забавно, этот же человек – американец Рой, – незадолго до того рассказывал, как важно для христианина осознавать великое значение крестной жертвы Христа. Я ему напомнил об этом и сказал: ношение креста как раз это и означает. Американец смутился и согласился с моими объяснениями.
Американским евангеликам стоило бы помнить, чем именно хвалился апостол Павел: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).
Но если продолжить тему, то стоит еще один аргумент, который часто приводят люди, которые считают, что не нужно почитать крест. Они говорят, что крест – это орудие казни; мoл, если бы вашего папу или дедушку повесили бы, то вы же не носили бы у себя на груди виселицу. Действительно, в этом случае не носили бы, потому что такая насильственная смерть была бы трагедией, и орудие этой казни ассоциировалось бы с этой трагедией, это было бы мрачным символом, на который избегал бы смотреть всякий, у кого его родственники казнены вот таким образом.
Но для нас на кресте произошла не трагедия. На кресте произошла победа Христова, произошло то, о чем говорил апостол Петр: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).
Крест христов для нас также воплощения любви Божией к нам, как об этом сказано в Евангелии от Иоанна: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
В связи с почитанием креста можно услышать иногда и такой вопрос: ладно, вы доказали, что можно использовать крест, однако у вас, православных христиан, уже чрезмерное почитание, фактически обожествление, обоготворение креста, поскольку вы обращаетесь к нему как к одушевленному предмету. Например, в церковных службах есть такие обращения, как «радуйся, крест Господень», есть специальная молитва кресту, разве это не обожествление?
Но на самом деле, конечно, православные христиане не считают, что крест является какой-то личностью, чем-то одушевленным и тем более божественным. Стоит помнить, что церковные песнопения – это высокая поэзия, а для поэзии как раз свойственен такой прием как «олицетворение», при котором свойства и качества человека переносятся на неодушевленные предметы. Для примера можно вспомнить лермонтовское «и звезда с звездою говорит».
Этот прием широко используется в поэтических текстах Священного Писания, например: «да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы» (Пс. 97:8). То же и в богослужебной поэзии, когда поется: «Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа».
Ну а молитва кресту, это просто поэтическая форма обращения к Тому, Кто распят на кресте. Именно к Нему, ко Христу, мы обращаем наши молитвы, именно от Него мы и чаем получить ответ на них и спасение.
[1] Dowley T. (ed.). Eerdmans' Handbook to the History of Christianity. Lyons, 1977. P. 56.
[2] Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1984. С. 133.
[3] Wilson R.F. Cross as an Early Christian Symbol / http://www.jesuswalk.com/christian-symbols/cross.htm