Найти тему
Этноmix

Три полюса цивилизаций

Современный человек живет в очень противоречивом мире, наполненном конфликтами. Для того, чтобы понять где кроется корень этих противоречий обратимся к теории протокультур. Еще Шпенглер выделил три протокультуры со своим идеологическим стержнем: атлантическую, кушитскую и туранскую.

Атлантическая культура, по Шпенглеру, занимает западные части Европы и Африки и отличается повышенным вниманием к посмертным мирам. В классической археологии к носителям этой культуры принято относить доиндоевропейское население Европы, к которому принадлежали культура Триполья, Винча, Лендель, воронковидных кубков, минойцы, пеласги, баски, сикулы, иберы, лелеги (некоторые добавляют к ним пиктов и т. д.). Это культура «того света». Отсюда монументальные памятники, воздвигаемые усопшим, культ «потустороннего мира» и его божеств. Для нее характерны циклопические постройки — мегалиты. В этой культуре доминируют вопросы родовой принадлежности, крови, что связывает живых с миром мертвых. Отсюда же берет начало мумификация покойников, бальзамирование трупов, пышные ритуалы похорон. Это культура «живой смерти». В этой культуре широко представлено почитание Великой Богини, культ которой восходит к неолитическим Венерам. Также широко распространены культы Медведя и Тура. Также мне кажется, что с этой культурой связан символ Уробороса. В этой культуре впервые появились первые глиняные барабаны. В настоящее время проявлением данной культуры можно считать различные формы национализма, псевдоистори, и практики связанные с сексуальностью и магией,  семейные расстановки, которые включают человека в родовые структуры.

Второй культурой является кушитская культура. Шпенглер располагает ее центр на юге Евразии между Индией и Красным морем. Для этой культуры характерно представление о роке как математическом законе мира, воплощенном в небе и подчиняющем себе все процессы на земле. Кушитская культура безразлична к смерти и жизни и все свое внимание сосредотачивает на исследовании математических закономерностей мира. В центре ее стоит фигура жреца-математика. Главной символической постройкой является храм. Кушитский стиль полнее всего выразился в Ассиро-Вавилонской цивилизации. Здесь зарождается стремление к установлению норм, законов и порядка, который в настоящее время давлеет над стихийными проявлениями жизни. Проявляением этой культуры являются практики связанные с герметизмом, арканами таро, законами кармы В глобальном плане именно из этого измерения пришли высокие технологии и Интернет.

Третьим типом культуры является Туран. И здесь мы подходим к идеям, чрезвычайно созвучным русским евразийцам и новым скифам. Культура Турана представляет собой чисто героический стиль. В центре стоит борьба героя против сил смерти и сил судьбы. Герой и его «я» ставятся во главу угла, признаются божественным началом. Мир полон сил жизни и является полем нескончаемой битвы. Ни рок (кушитский стиль), ни смерть (атлантический стиль) не являются для человека Турана высшей ценностью. Бессмертие добывается только в бою, и достойная жизнь есть жизнь с высоко поднятой головой. Боги военных цивилизаций Турана под стать этому архетипу: они воинственны, бесстрашны и неукротимы. Символом такого туранского стиля Шпенглер считает колесницу. Известно, что колесницу, изобретенную индоевропейцами. С 1200 г. до Р.Х. волны туранских колесниц спустились в южные зоны и основали новые типы культур. Ахейцы наводнили Грецию и обосновались в Микенах. Гиксосы вторглись в Египет, касситы в Вавилон. В тот же период индоевропейские воины на колесницах вступили в Индостан и на останках древних цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппа (видимо, кушитского типа) основали ведическую культуру Индии. В Китай Чжоу также приехали на колесницах и завоевали его. Так, почти одновременно носители туранского начала положили основы трем «высоким культурам» — китайской, индийский и эллинской (с параллельными вторжениями в зону вавилонской и египетской цивилизаций). Практиками данного типа являются всевозможные боевые искусства, вторгающиеся в область психического: всевозможные формы достижения успеха, пикап, НЛП, гибридные войны и т.д.

Символ цивилизации — Вавилонска башня
Символ цивилизации — Вавилонска башня

Современный человек неосознанно включен во все эти три поля, которые в своей основе являются тремя полюсами, несводимыми друг к другу. Возможно, эти полюса можно представить в виде фигур Апполона - Диониса - Великой Матери. В этом случае три полюса являются тремя полюсами сознания, между которыми постоянно идет борьба за первенство. Более глубоко о триединстве я рассуждаю этой статье >

В результате внутри постоянно накапливаются противоречия, которые приводят к помутнению сознания, массовым психозам и войнам на почве национализма. Я пишу статьи про разные этносы мира и даже на полях комментариев происходят нескончаемые баталии, игры ума, гордыни и невежества, совершенно забывая о том, что источником этих игр является величайший дар человечеству — его сознание.

В современной культуре на первое место выходят безопасность и комфорт (весьма лицемерные), ради этих ценностей уничтожается вся дикая природа, везде стоят металлодетекторы и нас заставляют носить маски и молчать в тряпочку. Похоже, что мы возвращаемся в подобие младенческого беспомощного состояния в подгузнике и пелёнках, чтоб не дергался. Это ближе всего к древнему матриархальному культу. Возможно, выход здесь в том, чтобы возродить героическое начало, хотя бы на уровне того, чтобы начать мыслить независимо от доминанты. Но выйти из-под ее власти крайне сложно.