Невроз — или бессознательный уход от мира
Существует бессознательный уход от проблем окружающего мира (психические заболевания).
Среди полусознательных можно назвать наркотики и алкоголь, как своего рода бегство от реальности.
Но это путь в никуда.
(Любопытная деталь: В молодости Фрейд двадцать лет подряд употреблял кокаин,
защитив за это время докторскую диссертацию врача-психиатра и разработав все основные концепции психоанализа;
при этом до конца жизни он выкуривал каждый день больше двадцати сигар,
прожил почти восемьдесят четыре года и закончил жизнь самоубийством.)
Необходимость сдерживать позывы бессознательного в ряде случаев приводит к неврозу.
В других случаях человек пребывает в так называемом пограничном состоянии.
Таких людей большинство.
Наиболее частым проявлением симптоматики пограничных состояний
вследствие отказа от удовлетворения бессознательных желаний является чувство вины.
Фрейд писал, что существуют два источника чувства вины: страх перед авторитетом отца (Эдипов комплекс) и страх перед «Сверх-Я».
Даже при самом мягком воспитании у ребенка может развиваться суровая совесть.
Совесть – одна из структур Сверх-Я, и действует как цензор, отсеивая поступающую в сознание информацию.
Всякая культура, замечал Фрейд, покоится на принуждении к труду и на отказе от влечений.
В итоге это вызывает сопротивление со стороны психики.
Значительное число людей повинуется культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения (когда нарушение запрета грозит наказанием).
Бесконечно многие культурные люди не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей,
не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой,
если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.
Фрейд обращает внимание, что деструктивные желания можно реализовывать в творчестве.
Это называется сублимацией.
На пути удовлетворения влечений в обычной жизни становится, по мнению Фрейда, религия.
В чем заключена особая ценность религиозных представлений? — задается вопросом Фрейд.
Если вообразить, что ее запреты сняты и что отныне всякий вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, какая ему нравится,
вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути,
может взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения,—
какая красота, какой вереницей удовлетворении стала бы тогда жизнь!
Правда, мы сразу натыкаемся на следующее затруднение.
Каждый другой имеет в точности те же желания…
По существу, только один-единственный человек может поэтому стать безгранично счастливым за счет снятия всех культурных ограничений —
тиран, диктатор, захвативший в свои руки все средства власти; и даже он имеет все основания желать,
чтобы другие соблюдали по крайней мере одну культурную заповедь: не убивай.
При этом, в случае избавления от культурных запретов, единственной участью человека окажется природное состояние.
Но в этом случае природа погубит человечество. Поэтому люди создали культуру.
По мнению Фрейда, любая религия это иллюзия.
При этом религия способна сдерживать асоциальные влечения индивида.
Когда культура выставила требование не убивать соседа, которого ты ненавидишь,
который стоит на твоем пути и имуществу которого ты завидуешь,
то это было сделано явно в интересах человеческого общежития, на иных условиях невозможного.
В самом деле, убийца навлек бы на себя месть близких убитого и глухую зависть остальных,
ощущающих не менее сильную внутреннюю наклонность к подобному насильственному деянию.
Он поэтому недолго бы наслаждался своей местью или награбленным добром, имея все шансы самому быть убитым.
Даже если бы незаурядная сила и осторожность оградили его от одиночных противников,
он неизбежно потерпел бы поражение от союза слабейших.
Если бы такой союз не сформировался, убийство продолжалось бы без конца, и в конце концов люди взаимно истребили бы друг друга…
Одинаковая для всех небезопасность жизни сплачивает людей в общество, которое
запрещает убийство отдельному индивиду
и удерживает за собой право совместного убийства всякого, кто переступит через запрет.
Так со временем возникают юстиция и система наказаний.
Сергей Зелинский
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг