Люба жила под маской «бесконечное притворство». Детям нужна ласковая мать, мужу заботливая жена, а на работе показывать характер и вовсе было чревато. Её начальница, заведующая кассой Софья Михайловна, любила демонстрировать свой характер и не выносила, когда это делали другие.
Еще она не любила людей умнее себя. Хотя будь ты самой глупой, это не спасало от выбора Софы, сделать тебя девочкой для битья, а именно, она принималась пристально наблюдать за жертвой и делать бесконечные замечания:
– Почему не закрыла стол (шкаф)? Почему не подошла сразу, когда звали? Почему цвет кофты не по форме? Почему не убрала печать (штамп)? Почему забыла расписаться (поставить прочерк)?
Любая, даже мелкая оплошность была обставлена так, словно кассир совершил противоправное действие. Люба смогла выдержать такое отношение чуть больше недели, а потом неожиданно для себя в ответ на очередную придирку Софы выпалила:
– Я не понимаю, что вы от меня хотите. Извините, но в вас нет человечности.
После этих слов Софа оставила её в покое, и Люба догадывалась почему. Начальница наверняка рассчитывала, что она начнет огрызаться, пойдет на открытый конфликт, побежит жаловаться, а тут «в вас нет человечности».
Конечно, не всегда было плохо. Иногда Софа была мила и общительна, но чаще целыми днями разговаривала на повышенных тонах. А кассиры, чтобы лишний раз не раздражать начальство, говорили шёпотом, передвигались по возможности бесшумно и старались не провиниться.
Вечерняя касса начинала работу в шестнадцать часов тридцать минут, в пятницу на полчаса раньше. Иногда кассиры об этом забывали. Сегодня это случилось с Верой. Она опоздала на пять минут.
– Где ты была?! – накинулась на неё Софа. – Я тебя устала по всему банку искать!
Вере бы промолчать, но она принялась оправдываться, поэтому получила еще одну порцию выговора вперемешку с личными оскорблениями. От обиды Вера разревелась. Она так и села за окно с красными от слез глазами и потекшим макияжем.
Как же Люба устала от криков! Как же она соскучилась по дружеской расслабленной обстановке в коллективе!
В субботу Люба зашла на сайт банка и написала анонимный отзыв якобы от клиента: «Вчера побывал в вашем офисе (далее последовал адрес). Понравилось все: чисто, уютно, вежливые сотрудники. Смутило одно, что меня обслуживал заплаканный кассир».
Во вторник в кассовой кабинке Софы раздался звонок.
– Плакал? – переспросила она. – Что за ерунда! У нас никто не плакал.
После завершения разговора Софа крикнула на весь кассовый узел:
– Девушки, у нас в пятницу кто-нибудь плакал?
Ответом было напряженное молчание.
– Вера, ты плакала?
– Нет, – произнесла та.
Когда её вызвали к менеджеру по персоналу, она ответила так же. Идти на конфликт с Софой она побоялась. Правда, начальник по безопасности, просмотрев записи с камер, узнал правду, но промолчал. Главный бухгалтер банка заступилась за Софу. Жалобу быстро замяли.
Да и не желала Люба больших неприятностей для своей начальницы. Она хотела прекратить бесконечные крики и мелочные придирки. И она это получила. Софа заметно притихла, понимая, что вторая жалоба ей с рук не сойдет.
В трудном положении необходимо быть хитрой и всегда оставаться готовой ко всему.
О том, что ей изменяет муж, Люба узнала случайно. В тот день он встал на работу позже обычного времени и пока принимал душ, на его телефон пришло сообщение. Люба никогда не была чересчур любопытной и уважала личное пространство мужа, а тут, словно что-то почувствовала. Наклонившись к дисплею, она прочла послание от абонента Надя:
«Я хочу ощутить твои горячие руки на своем теле».
Обычно женщины в такой ситуации закатывают скандал со слезами, упреками, оскорблениями, но это глупо и ничего решает. Наоборот, под шумок муж может собрать вещи и уйти из семьи. И наличие двоих детей не смутит. Уходят и от троих, если это любовь.
То, что между её мужем, госслужащим с хорошими доходами, и матерью-одиночкой из районного центра зрело именно это страстное чувство, Люба узнала тем же вечером. Информаторов нашлось, хоть отбавляй. Как жена, она узнала о связи мужа последней, но отчаиваться не собиралась. Она верила, что при желании судьбу можно повернуть в нужное русло.
В пятницу вечером Люба отдыхала с друзьями в баре. Её желанием было не отвлечься от своего горя. Её целью был Паша. Он развлекался тем, что влюблял в себя женщин, а потом бросал их.
– Неужели любую сможет соблазнить? – засомневалась она.
– Да.
– Влюбленную, нет.
– У её мужчины есть недостатки?
– Небольшой, он женат.
– Что тебе надо? – напрямую спросил Паша.
– Любовницу у мужа сможешь увести?
– А что мне за это будет?
– Поспорим на деньги.
– Показывай фото и говори, где её можно найти, – произнес Паша.
Его знакомство с Надей состоялось на следующий день. Люба, используя множество уловок, сделала так, что муж не смог вырваться к любовнице в течение недели.
Девушка заскучала, Паша её развлекал.
Итогом истории стала якобы случайная встреча. Люба привела мужа в кафе, где к тому времени находились Паша с Надей. Парочка страстно целовалась. Муж, увидев эту картину, побледнел и занервничал. Люба посмотрела прямо перед собой и загадочно улыбнулась, а когда муж сообщил, что у него разболелась голова и он хочет уйти, её лицо приняло обеспокоенное выражение.
В тот день дети ночевали у бабушки. Люба переоделась в платье-сетку и чулки и вечером в деталях показала мужу, что такое «её горячие руки на его теле». Он был приятно удивлен новым поведением жены. А Люба поняла, что в том, что произошло, есть частичка и её вины. В последнее время она то отказывала мужу в близости, то шла на неё без особого желания. Как она могла забыть простую истину, что сытый мужчина – это верный мужчина.
Итак, угроза миновала, но надолго ли? Хотя побороться стоило. Кто готов стать ей мужем? Кто заметит детям отца? Желающих особо нет. А вот свободных и «независимых» женщин хоть отбавляй.
Когда жизнь вошла в спокойную колею, у Любы начались проблемы со здоровьем: головные боли, которые не снимало ни одно обезболивающие, беспричинное повышение температуры, слабость, сонливость. После применения нескольких методов лечения ей помогли успокоительные препараты.
– Почему? – удивилась Люба.
– Вы слишком долго сдерживали эмоции. Однажды организму это надоело, и он пошел вразнос, – ответил врач.
Так она узнала, что ношение маски имеет побочный эффект.
О том, что у Софы астма Любе было известно давно. Вдобавок начальница была склонна к аллергическим ринитам. Когда у неё был заложен нос, Люба подкидывала в её мусорную корзину салфетки, пропитанные растворами, вызывающими приступ удушья. Когда Софа неважно себя чувствовала, то была заметно спокойнее. Наверное, ей не хватало сил на склоки и ор.
А однажды Люба слегка переборщила с дозировкой. Вечером она шла с работы по плохо освещенной тропинке между домами, когда заметила лежащую на земле Софу. Люба присмотрелась, та лежала неподвижно.
Обморок, смерть? Неважно. Все новости завтра. Сегодня надо домой к детям и к мужу. Только другой дорогой. И Люба повернула назад. Вскоре она столкнулась с идущей навстречу Верой. Лена взяла её под руку и сообщила:
– Там весь двор перерыли. Придется идти в обход. Я покажу.
Наутро Люба узнала о смерти Софы. Исполняющей обязанности стала заместитель Софы, Маша, но никто не сомневался, что её назначение на должность заведующей кассой лишь вопрос времени.
Люба обвела взглядом коллег. У всех были рассеянно-скорбные лица, но она знала, что это только маски. Если они что-то и испытывали, то лишь легкое чувство вины. Люба видела, как вчера Маша и Софа покинули банк вместе. Расстаться в пути они не могли, обе шли на одну остановку. Яна вышла из банка сразу вслед за ними. И Яна, и Маша были рядом, когда у Софы начался приступ, но не предприняли ничего. А Вера наверняка уже догадалась, что Люба увела её вечером с тропинки не потому, что перекопали двор.
Но сегодня они подыграют друг другу ради лучшего совместного будущего. Хватит с них Софы и её самодурства!
Однако Люба не питала особых иллюзий по поводу дружелюбия коллег. В другой ситуации может быть иная расстановка сил и мнений. Всегда надо надеяться лишь на себя, не питая особых ожиданий от окружающих, в том числе и близких людей. После всех перипетий Люба поняла одну важную вещь: как бы грустно это ни звучало, но опор в жизни нет и быть не может. Наличие работы нестабильно, а после увольнения о тебе забудут на следующий день. То же самое можно сказать и о муже, а дети вырастут и начнут свою взрослую жизнь.
Люба снова осмотрела коллег. После похорон Софы надо обязательно настроить коллектив на позитивную волну. В радости и работается легче, и плохое забывается быстрее.
Через две недели будет праздник Восьмого марта. Люба открыла страницу Word и принялась сочинять послание коллегам:
«С праздником, мои дорогие дамочки из кассового узла!! Мы такие очаровательные непредсказуемые и самые лучшие! И главное, мы вместе! Мы очень разные и в этом наша сила! Маша и Яна наш опыт и мудрость, Вера трудолюбие и ….».