Люди - дети, право, дети.
Что ни делайте, всегда
Им всего милей на свете
Вкус запретного плода.
Человек - всегда ребенок,
Говоришь ему: "Не тронь!" -
Из хранительных пеленок
Всё он тянется в огонь.
Иногда с ним просто мука:
"Дай мне! Дай!" - "Нельзя. Тут бука".
- "Цацу дай!" - "Нельзя никак".
Рвется, плачет он. Досада!
"На, бесенок! На!" - "Не надо".
- "Да ведь ты просил?" - "Я — так…
Владимир Бенедиктов
Мы идем по жизни с полной, абсолютной, не пробиваемой просто уверенностью в своей способности определять, что есть благо для нас и тех, кто нам дорог. Тогда как жизнь очень часто требует от нас совсем иного. В связи с этим очень интересна история борьбы Иакова с Богом.
Кто велел Иакову вернуться в Ханаан? Бог. И к чему это привело? Вернувшиеся от Исава послы рассказали о том, что Исав идет навстречу, и что идет он не один, с ним идут 400 воинов. Намеренья вполне прозрачны. Жизнь самого Иакова, жизнь всех родных и близких ему людей — все это оказывается в смертельной опасности. И в результате чего? Иаков пошел туда, куда сказал Бог.
Какова реакция Иакова? Паника. Хотя, нет, не совсем паника. Он еще в состоянии изобретать различные махинации для того, чтобы хоть как-нибудь, но вывернуться. Отец рассказывал мне как однажды в молодости пытался на покосе заколоть гадюку вилами. Раз ткнул — не попал. Еще ткнул — не попал. Я не знаю сколько раз он пробовал. Так и не смог. Она только разозлилась и на него поползла — пришлось плашмя бить. Что-то похожее происходило между Богом и Иаковом. Иаков прозревает только тогда, когда Бог вынужденно, ничто другое уже не действует, причиняет ему боль. Только в этот момент до Иакова доходит то, что Бог желает донести до каждого человека: «Ты борешься с Богом». Все наши попытки выстроить счастье без Бога обречены. Мы не способны определять, что есть благо самостоятельно. И все наши хрупкие попытки самовнушения, мол все относительно, разбиваются вдребезги о суровую реальность действительности. Тяжело бороться с Богом. Но, как Иаков, мы не сдаемся до последнего. Мы наплягаем все силы, задействуем все средства. Ведь на кону не что-нибудь, а наша жизнь, наше «щастье». Мучительно до нас доходит прозрение. Так же, как и до Иакова впрочем. Часто мы прозреваем только во время сильной, если не смертельной болезни, или какой-то иной жизненной катастрофы, как мы это называем. Вот тогда-то мы и начинаем всерьез задумываться о самом главном, начинаем переосмысливать ценности, методы, приоритеты. Тогда-то мы и понимаем, что все это время боролись с Богом, бежали от него, как могли.
Какова же реакция на прозрение? Снова борьба. И это снова борьба с Богом! Абсурд?! Ничуть! Борьба борьбе рознь. Если в первом случае сутью борьбы является бегство от Бога, то во втором — борьба за то, чтобы быть с Ним. Ангел (под этим именем в Ветхом завете часто скрывается сам Сын Божий) пытается освободиться от Иакова, как бы отталкивает его. Но Иаков цепляется за него, как утопающий за соломинку. Ошибаются те, кто думает, что Бог навязывается человеку, что Он вламывается, вставляет ногу в двери. Ничего подобного. Бог Священного Писания никому себя не навязывает. Если Ему дают понять, что Он не является желанным гостем, Он уходит. Поэтому жизнь верующего человека есть борьба с Богом, борьба за то, чтобы удержать Бога в своей жизни. Один весьма разочарованный жизнью человек мне как-то заявил, что жизнь верующих людей — это рельсы: то нельзя, это нельзя — все заранее решено. Чушь! Жизнь верующего человека, насколько я могу судить, больше похожа на едва заметную тропинку в горах (мало кто по ней ходит). Верующему человеку приходится прилагать подчас нечеловеческие усилия, чтобы остаться на тропинке. Потому что они прозрели, что их способность определять, что есть благо ничего не стоит. Потому что они познали, как благ Бог и его пути. Поэтому их жизнь борьба — борьба за то, чтобы быть с Богом. И побеждать в этой борьбе можно только так, как делал это Иаков — смирением и настойчивостью. Мне удалось найти только одну картину, которая отражала бы именно такой смысл борьбы Иакова с Богом — видимо не так много людей понимает суть подлинной молитвенной борьбы с Богом.
Каждый человек борется с Богом. Но каждый делает это по-своему…
«Многие говорят: "кто покажет нам благо?" Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс.4:7).
«Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его» (Ос.12:3,4).
Шел по улицам Бог. Слушал мысли прохожих.
И в невидимом сердце кольнуло иглой -
Каждый третий твердил: ʺНу за что мне все, Боже?ʺ
ʺНе хочу я так жить!ʺ – думал каждый второй.
С интересом прислушался к мыслям мужчины.
Прицепилась к бедняге тоска, словно спрут –
У него накануне украли машину.
ʺХорошо, что не жизнь. А машину найдут!ʺ –
Улыбнулся Создатель едва уловимо,
И взглянул на красавицу с рыжей косой –
А ее перед свадьбою бросил любимый,
Променяв на свободу семью и кольцо.
ʺХорошо, что сейчас – верным мужем не стал бы.
Он от больших страданий тебя уберег.
Он всегда таким будет – красивым, но слабым.
Разве этого хочешь?ʺ – спросил ее Бог.
Но никто не услышал Его откровений,
Только ропот и стон с переходом на крик.
Если б поняли люди – всему свое время,
Научились бы жить и ценить каждый миг.
Каждый день был бы новым открытием счастья,
И желание жить никогда б не прошло,
Если б поняли люди, хотя бы отчасти –
В каждом ʺплохоʺ всегда есть свое ʺхорошоʺ.
Надежда Тихонова