Антиутопии – весьма своеобразный жанр. С одной стороны, это фантастика, а к фантастике у нас любят относиться легкомысленно, ведь это та самая литература, которая про бластеры, роботов и космические войны.
Зачастую, за этим фасадом многие упускают социальную составляющую, которая не просто присутствует, у по-настоящему стоящих писателей она является основной.
Жанр антиутопии сам по себе подразумевает социальную драму, ведь речь идет не просто о будущем, которое вполне может приключиться с нами, а о том, которого нам стоит страшиться и опасаться, к которому мы сами можем себя привести. Обычно это доведенная до абсурда идея тоталитаризма, диктатуры, бесправия человека.
Если говорить о книгах-антиутопиях, то первым на ум, пожалуй, приходит Оруэлл и его «1984», ведь именно он подарил миру идею «Большого брата». Но что интересно, сам Оруэлл был вдохновлен произведением нашего автора – Евгения Замятина и его романа «Мы», и написал в письме Глебу Струве:
«Вы меня заинтересовали романом «Мы», о котором я раньше не слышал. Такого рода книги меня очень интересуют, и я даже делаю наброски для подобной книги, которую раньше или позже напишу»
Я прочитала обе книги одну за другой, не отметить многочисленные сходства сложно, но могу сказать об основном отличии для меня – концовка Замятина для меня была страшнее. Поэтому в этот раз хочу рассказать о нем.
Роман был закончен в 1920 году, но издали его ещё не скоро. На тот момент в описываемом Замятиным обществе усмотрели злую карикатуру на то социалистическое общество, которое тогда ещё пытались построить.
О чем?
Действие разворачивается через тысячелетие после чудовищной Последней Революции, которая длилась 200 лет и погубила почти всё человечество. Те, кто выжил, построили огромный город — Единое Государство, ставший оплотом стабильности. Можно представить, как после хаоса войны продолжительностью двести лет, человечество поставило спокойствие и мир во главу угла, а все, что нельзя было подчинить логике – объявило хаотичным. Для безопасности город отделили от окружающей природы «Зелёной Стеной», так что зелени внутри нет, только бетон и стекло. Кстати, именно из этого стекла сделаны стены в домах, ведь добропорядочным гражданам нечего скрывать.
В Едином Государстве все равны, равны настолько, что вместо имен каждому присваивается «нумер», одеты все в «юнифу» (одинаковая униформа), живут в одинаковых домах. Абсолютно все трудятся по мере своих возможностей на благо государства. Все сферы жизни граждан регламентированы, включая сексуальную жизнь: «каждый имеет право на каждого», нужно просто отправить заявку, и ты получишь «розовый билет», дающий право на секс с тем, кого выбрал. Дети – собственность государства, они содержатся и воспитываются в особых домоводствах, а родить ребенка можно, лишь пройдя отбор по определенным параметрам.
Правит всем этим прекрасным миром Благодетель, которого ежегодно единогласно переизбирают, а регулируется жизнь граждан различными Бюро – Бюро Хранителей, Медицинское Бюро и прочие.
Шумиха начинается, когда главный герой – Д-503, знакомится с необычной женщиной, она отличается от всех, кого он встречал ранее, она мыслит иначе, чувствует иначе, видит иначе. В конечном счете Д-503 влюбляется в I-330, что является невиданным, ведь никто не вправе любить другого человека, это нарушение принципа равенства.
А потом выясняется, что его возлюбленная принадлежит к подпольной организации под названием «Мефи» (отсылка к Мефистофелю, символу инакомыслия?), стремившейся уничтожить Единое Государство, а именно разрушить Зелёную Стену и впустить в город дикие племена, которые, как оказалось, все это время выживали снаружи.
Вряд ли кто-то удивится, если я скажу, что кончилось все не хеппи эндом. В конечном счете Д-503 сдался властям, и ему промыли мозги – «удалили душу», лишив фантазии и возможности испытывать эмоции.
Именно «Мы» проложил в жанре антиутопии многие тропы, ставшие в итоге классическими: повествование об антиутопическом обществе изнутри, обреченный бунт против системы, постоянная слежка, вездесущая пропаганда, абсолютный тоталитаризм, наказания за любое инакомыслие, полное обезличивание людей, «промывка мозгов», контроль сексуальной жизни и деторождения. После него, авторы просто добавляли некие детали, создавая свои страшные картины пугающего будущего.
При том многие его идеи действительно перекликались с реальными. Например, в 1919 — 1921 годах активно обсуждалась идея раскрепощения женщин в физическом и моральном планах. Самой яростной ее сторонницей была Александра Михайловна Коллонтай — революционерка, государственный деятель и дипломат. Она полагала, что:
«Для рабочего класса большая текучесть и меньшая закрепленность общения полов вполне совпадают и даже непосредственно вытекают из основных задач данного класса»
Более того, Коллонтай много говорила о вреде ревности, составила целый доклад на эту тему и даже хотела, чтобы ревность отменили декретом.
Роман Замятина рисует нам страшную картину общества, отказавшегося от свободы ради безопасности и стабильности. И самое страшное в ней, пожалуй, то, что почти никто не понимает, как многого лишен. И глядя на текущую ситуацию в мире и особенно в нашей стране, я в очередной раз убеждаюсь, что есть книги, которые обязательно нужно читать, а еще лучше – перечитывать. Хотя бы ради того, чтобы не забывать, чтобы понимать, чтобы осознавать, от чего именно мы готовы отказаться и ради чего.