Россия рассчитывает на свою мягкую силу в Нагорном Карабахе.
Москва постарается не допустить внешнего вмешательства в конфликт Армении и Азербайджана
Несмотря на ожидавшуюся деэскалацию боевых действий между Баку и Ереваном в Нагорном Карабахе, понедельник не принес радостных новостей. Как и днем ранее, стороны обвиняют друг друга в агрессии, сообщают о потерях противоборствующей стороны, рапортуют о занятии новых населенных пунктов и стратегических высот. В Армении введено военное положение, начата мобилизация. То же самое сделал и Азербайджан. При этом власти республики официально ограничили интернет. В стране не работает ни один мессенджер. Продолжают циркулировать слухи о переброске Турцией в Нагорный Карабах из Сирии нескольких тысяч боевиков запрещенных у нас террористических организаций. Все это говорит о том, что стороны еще не скоро согласятся на перемирие.
Россия за прошедшие годы не раз пыталась примирить две бывших союзных республики — и все безрезультатно. Потому что нужна воля к компромиссу, хотя бы к первым шагам на пути к нему — на который не хочет идти прежде всего армянская сторона. Она боится отдать Азербайджану даже часть тех районов, которые лежат между Карабахом и Арменией — опасаясь, что в будущем они станут плацдармом для атаки на Карабах. Азербайджан же уверен, что время работает на него — четырехкратное превосходство в населении, еще большее в ВВП, крупный военный бюджет и пусть и формальная, но поддержка мирового сообщества: так что слабая Армения не сможет вечно удерживать занятые территории. В самой Армении тоже понимают, что соотношение сил не в ее пользу — но у армян есть главный козырь. Без него новая война давно бы уже стала реальностью. Этот козырь — Россия. В Армении находится российская военная база, республика входит в Организацию Договора о коллективной безопасности, то есть является военным союзником России.Баку и Ереван могут, конечно, еще не одно десятилетие ждать удобного момента для начала войны между собой — но это тупиковый путь. Пока есть Россия — войны между ними не будет. Если же не будет России — или Россия вдруг, непонятно по каким причинам, уйдет с Кавказа — оба народа горько пожалеют об этом. Никакие внешние игроки не обеспечат не только примирение, но и устойчивое перемирие двух республик — для них Закавказье всегда будет только полем для игры против соседствующих с ним великих держав: России, Турции, Ирана. Но из трех этих держав только Россия способна быть гарантом мира в регионе — та же Турция слишком неравнодушна к Азербайджану.
Чего стоят хотя бы вчерашние заявления турецких руководителей — если в том, что Реджеп Эрдоган обвинил Армению в нынешнем обострении, нет ничего удивительного (тем более что виноваты, скорее всего, обе стороны), то слова министра обороны Турции Хулуси Акара крайне неуместны. "Мы будем рядом с вооруженными силами Азербайджана, будем поддерживать наших братьев в соответствии с принципом "одна нация, два государства", — сказал министр, и это сложно оценить как миротворческую позицию. При всей близости турок и азербайджанцев Баку не нуждается в подобной демонстрации солидарности и помощи — чтобы не допустить войны в Закавказье, достаточно веса и влияния России, которая сознательно не собирается занимать ничью сторону в армяно-азербайджанском конфликте. И тем самым мешает ему разгореться.
Вырисовываются три базовых сценария развития ситуации.
Первый — ограниченные территориальные изменения в пользу одной из сторон, в зависимости от хода боевых действий. Тогда бои растянутся на какое-то время.
Второй — быстрый переход к деэскалации, при этом, обе стороны заявляют о своей победе.
Третий — полномасштабный конфликт с нулевой суммой и серьезными изменениями баланса сил.
Этот вариант мне кажется маловероятным, так как у сторон недостаточно ресурсной базы, которая позволит обеспечить полную военную победу. Но это не значит, что кому-то не захочется такой вариант испробовать.