Найти тему
Мосфильм. Золотая Коллекция

5 советских женщин-режиссеров

Оглавление

Отечественная и советская режиссура помнит немало представительниц женского пола, внесших весомый вклад в развитие советского и российского кинематографа. Женщины-режиссеры громко и смело заявили о себе в начале 1910-х годов, а уже через 50 лет плотно вошли в данную сферу. Вспомним 4 самых ярких женщины этой профессии, чьи произведения, по истине, представляют собой классику российского и советского кино.

Ольга Преображенская

У истоков советской киноиндустрии стоит имя Ольги Преображенской. В эту среду женщина попала по наставлению режиссера Якова Протазанова. Свой первый фильм Преображенская сняла совместно с Владимиром Гардиным, известным режиссером и сценаристом того времени. Картина «Барышня-крестьянка» по произведению Александра Сергеевича Пушкина, вышла в свет в 1916 году.

В постреволюционный период Преображенская являлась первой в истории женщиной, преподававшей режиссуру в высшем учебном заведении: она работала в Государственной школе кинематографии, которая сегодня известна как ВГИК.

Ольга Преображенская
Ольга Преображенская

Наибольшую известность женщина получила после экранизации драмы «Бабы рязанские». Писатель Теодор Драйзер, на тот момент находившийся в Советском Союзе и ознакомившийся с этим фильмом, сказал, что картина - "настоящее чудо". Лента повествовала о непростой участи русских женщин, живущих в глубинках после отгремевшей революции. Эта работа была создана в теме открытого соцреализма, которая прослеживается практически во всех фильмах данного режиссера: «Парень из тайги», «Степан Разин», «Тихий Дон».

Однако, невзирая на большой успех у зрителя, киноработы Ольги Преображенской, созданные совместно с другим режиссерами, нередко попадали под тяжелый шквал критики.

Кира Муратова

Муратова Кира создавала только такие картины, которые нравились ей самой. На выбор сюжета не влияли ни актуальные политические режимы, ни культурные течения. Первые ее работы – «Долгие проводы» и «Короткие встречи» были отодвинуты в дальний ящик. Третий фильм «Познавая белый свет» не пустили на экран. И, наконец, четвертый, под названием «Среди серых камней» автору пришлось выпустить не под своим именем.

Только в 1989 году Кира Муратова получила заслуженное признание. «Астенический синдром» предстал перед зрителем в виде внутреннего испытания и оставил неизгладимое впечатление.

Кира Муратова за работой
Кира Муратова за работой

Татьяна Лиознова

Главным героем работ этой женщны-режиссера являлся обыкновенный человек, который попадал в некомфортную и непривычную для себя среду обитания. Он отчетливо выделялся на фоне остальных и всячески испытывал свой характер на прочность. Своим упрямством герои стремились доказать обществу, что они многого стоят. К сожалению, им не всегда удавалось это сделать. Девушка Нина из кинофильма «Карнавал», не сумевшая покорить большую сцену, вновь вернулась домой в маленький город. Нюра из фильма «Три тополя на Плющихе» не смогла найти любовь. Леня, герой картины, «Мы, нижеподписавшиеся» так и не собрал нужные ему подписи. Лиознова наделяла своих героев такими чертами характера, как твердолобость, упорство, но в то же время неприкаянность и смирение.

Александр Гельман, известный писатель и драматург, позднее писал: «Картины Лиозновой Татьяны полны глубокой сердечности, тепла человеческой души и правды, которая превосходит суровую реальность жизни. Именно так и случается с настоящими и искренними людьми».

Татьяна Лиознова
Татьяна Лиознова

Алла Сурикова

Ни для кого не секрет, что основными создателями развлекательных шедевров кинематографа в советский период являлись представители мужского пола. Однако больших высот на этом поприще удалось достичь и женщине. Алла Сурикова – единственная женщина-кинематографист Советского Союза, сумевшая прорваться в чету российских режиссеров, снимавших энергичные и радостные картины.

Большинство специалистов в области культуры критично высказываются о том, что в период 90-х годов Алла Сурикова стала показывать более слабые результаты своей работы. Они отмечали, что картины, вышедшие в прокат за последнее 20-летие, значительно отстают от ее ранних произведений по многим показателям. Но при этом, нельзя не отметить, что фильмы Суриковой «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов», а также многие другие по праву названы шедеврами и представляют собой достойное наследие отечественного и российского кино.

Алла Сурикова
Алла Сурикова

Лариса Шепитько

В 1960–70-х годах, Лариса Шепитько была важным художником советского кино. За ее авторством оттепельная лента «Крылья» 1966 года. В своей картине Шепитько рассуждает о судьбе фронтовиков. Главная героиня фильма — женщина-фронтовик, Надежда Петрухина. После войны, героиня в (исполнении Майи Булгаковой) становится директором ПТУ. Еще недавно женщина, будучи советской летчицей, летала в небе, а теперь ей приходится жить в черно-белой реальности, неумолимо ведущей ее к личному кризису. Картина Ларисы Шепитько стала популярной в народе, но на саму кинематографистку обратили внимание цензоры Госкино.

Съемки фильма «Восхождение» оказались под угрозой. Чтобы снять картину так, как она задумывала, Шепитько пришлось побороться за разрешение у чиновников. К тому же, сценарий военный драмы был адаптацией повести Василия Быкова, который тоже не был в ладах с властью. Сложная борьба за фильм оправдалась сполна. Главная картина в творчестве Ларисы Шепитько стала первой советской картиной, получившей «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале.

Лариса Шепитько
Лариса Шепитько

Читайте также статьи о кино по ссылкам:

Почему Эльдар Рязанов великий режиссер?

Советская классика, снятая на просторах Абхазии

Спасибо за внимание, друзья! Подписываетесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция «Мосфильма» огромна яркое найдётся для каждого.

#кино #советское #режиссеры #съемки #топ 5