Рада приветствовать вас, дорогие мои! Как и обещала, я буду давать вам разборы сказок, чтобы ваши дети после прочтения их могли не только уловить правильный смысл, который должна нести эта сказка, но и точно уловить самую суть благодаря вопросам в конце статьи. Все разборы сказок будут начинаться одинаково: сначала я буду давать саму сказку, которую вы вы будете читать вместе с вашим ребенком. Далее я буду рассказывать чему должна учить эта сказка, а в конце будут выводы, которые должен сделать ребёнок после прочтения сказки вместе с вами. Именно по ним вы будете сверяться , когда зададите ребенку ваши вопросы. Сами вопросы я писать не буду, так как они могут быть разные на ваше усмотрение. Главное здесь, когда ребёнок будет отвечать на эти вопросы, смотреть уловил ли он суть , которая изложена в выводах. Далее просите вашего ребёнка привести несколько примеров на эту тему ( напомню, что чтобы понять понял ли ребенок тему, нужно попросить его привести несколько примеров. И чем больше он приводит примеров - тем лучше тема им усвоена. И это касается абсолютно каждой области и не только детей, но и взрослых).
Ну, и самое главное, не читайте сказу перед сном! Выберите спокойное время вечером, чтобы была тишина и вас ничто не отвлекало ( подробнее о том, как правильно читать сказки, читайте в моей статье "Как смотреть а сказки и не нарушать их главную цель"
Итак, поехали.
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо.Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.
Стульчик проломился, и она упала на пол.Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровнина; третья маленькая — Мишенькина.
Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?
Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: КТО —СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?
Медведи пришли в другую горницу.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
( источник сказки: https://nukadeti.ru/skazki/tri_medvedya)
Начинаем наш разбор.
Маша почему -то ушла из дома. Она достаточно смело вошла в чужой дом и стала там хозяйничать. Из положительного - у нее можно поучиться смелости: остановиться перед чем - то неизвестным каждый может . Но не наша Маша. И это очевидный плюс.
Отрицательное - у нее напрочь отсутствует осторожность. В ее системе безопасности явно сбой.Она не собрала все пазлы - медведи опасны.
То, что она начала хозяйничать - говорит о ее инициативе - это хорошо. Но “минус” - она не обладает тактом, не умеет собирать всю информацию, отсутствие осторожности - это конечно не приведет ее ни к чему. У Маши отсутствует цель - она делает то, что ей хочется : поела - когда есть захотела, пошла спать.
Когда человек живет без цели - идет удовлетворение базовых потребностей , такой человек что лодка без вёсел: го просто уносит течение и всё. Он ничего не достигает , и чаще всего, такой человек потом будет не удовлетворен в жизни: ему будет чего-то не хватать, будет недовольство, а вот конкретно чем - он знать не будет.
Она сломала стул - отсутствие ответственности за свои действия, стул же она не починила.
Перепробовала все кровати - это говорит о том, что она пользуется правильной стратегией - если в жизни что -то не так работает или не подходит тебе - нужно искать. Искать то, что подойдет ;искать то, что работает.
Человек в жизни “хватает” от окружения ограничивающие убеждения. И попробовав один раз, и не увидев результат, сдается, ставит себе границы. А нужно всего лишь попробовать снова, изменив какой -то винтик в своей системе.
Маша маленькая, она еще не научилась ставить сама себе ограничения. И это здорово.
Медведи приходят, понимают, что без спроса кто то хозяйничал.
Они ,конечно, злятся, но у них в отличии от Маши есть навык сначала собрать информацию, а потом уже делать выводы и предпринимать действия. И они задают вопросы - “Кто хозяйничал? Кто ел?”
Концовка в сказке весьма лаконична - Машенька успевает убежать и медведи ее не догнали.
Здесь вижу вот что - Маша убегает, хотя не было понятно, зачем? Опасность была или нет - тоже не ясно.
Машенька заблудилась в лесу - и снова видим что не было у неё цели - спонтанно прыгнула в окно.Снова неумение до конца собирать информацию привело ее к тому, что на заблудилась.
В данной сказке медведи - метафора, для обозначения людей.
Теперь давайте посмотрим, выводы, чему учит сказка:
1 - цель всегда должна быть - иначе в жизни результатов не будет
2 - нужно любить себя и в своем мире видеть себя только среди хороших лучших вещей - Маша выбирает себе самое лучшее
3 - умение видеть картину целиком - очень важное умение. Ведь обладая всей информацией мы можем сделать правильный вывод, а значит и поступить верно. Поэтому всегда задавайте вопросы ( помните золотые слова - “За спрос не бьют в нос”)
Сломала Маша стул - является ли она плохим человеком? - Нет , мы этого не знаем. Часто мы оцениваем человека по его поведению. А ведь это неправильно.
Личность нельзя судить по поступкам. Это оценочное суждение в корне не верно. Может Маша стул сломала потому что ее не научили ценить вещи. Может Маша вообще сирота - и всему пытается научиться сама. Да все что угодно может быть.
4 - никогда не суди человека по поступкам, сначала разберись в его мотивах. и тогда люди потянутся к тебе.
5 - ты несешь ответственность за все что происходит в твоей жизни. Медведи не закрыли дверь - их вещами воспользовались, последствия наступили. А если бы они подумали о последствиях - то наверняка бы дверь закрыли - это первое)
Не всегда твоя внешность (медведь весь такой большой и страшный, самоуверенный: никто не рискнет посягнуть на мою собственность) - что не стоит быть слишком самоуверенным. У вас и дверь и окно открыты. Так бы Маша не смогла убежать точно и медведи смогли бы наказать обидчика.
6 - быть легким на подъем - не тормозить, уметь дать отпор. Догнать, умение отстаивать себя
7 - уметь грамотно договариваться, чтобы найти выход - а не убегать от человека, проблемы и т.д.
Задайте ребенку вопросы а ваше усмотрение и попросите привести примеры. Проверить как понял ребенок суть вы можете по выводам.
Пишите комментарии, ставьте лайки , задавайте вопросы, чтобы я понимала, что материал был для вас полезен.