Пари Сен-Жермен, самый титулованный футбольный клуб Франции, по европейским меркам очень молод: ему исполнилось всего 50 лет. Его история началась в 1970 году, когда любительская команда «Stade Saint-Germain» объединилась с профессиональным клубом «Paris Football Club».
В 1960-е годы парижский футбол, казалось, умирал. Парижане были «новыми горожанами», внутренними и внешними мигрантами, больше занятыми отвоёвыванием жизненного пространства у большого города, чем массовыми зрелищами. В то время наиболее распространёнными способами проведения досуга были телевизор и рукоделие. В 1968 году среднее количество зрителей на стадионах не превышало 7 000 человек.
В этих условиях Федерация футбола Франции помогла создать новый клуб, чтобы вернуть Париж на карту французского футбола. История показала, что это было сильное решение.
«ПСЖ» начал бороться за первенство позже всех остальных именитых клубов. У французских и европейских соперников уже были громкие победы и спортивные достижения, свои болельщики, традиции и легенды, а также доступ к ресурсам, обусловленным вниманием со стороны прессы. И клубу пришлось прокладывать себе свой собственный путь в Париже – в городе, у жителей которого в первой половине 1970-х годов было чем заняться и о чём подумать помимо поддержки футбольного клуба. В 1960-е годы парижский футбол исчезал как явление, потому что парижане были новыми горожанами, занимавшимися скорее обустройством жизни во французской столице и сохранявшими при этом связи с теми регионами, из которых они приехали.
В то время наиболее распространёнными были более домашние занятия: телевизор и рукоделие. Футбольные стадионы пустели в связи с ростом интереса к новым формам досуга. Это явление наблюдалось во всей Европе, но более сильный кризис был всё-таки во Франции. Об этом говорит статистика: в 1968 году среднее количество зрителей на стадионах не превышало 7 000 человек.
На кого же клуб мог рассчитывать в 1974 году? На ностальгирующих по «Racing» и их детей, на новых жителей Парижа – иммигрантов из Португалии и с Антильских островов, на репатриантов из Северной Африки и деятелей шоу-бизнеса на центральных трибунах – таких, например, как Энрико Масиас – их приводил первый президент клуба Даниэль Эштер, на некоторых политиков – таких, например, как Филипп Сеген. Все эти люди любили футбол, атмосферу стадионов и общение на трибунах. Ставки здесь несколько отличались, а наличие дружеских связей позволяло говорить о делах и убеждать политиков в том, что новый клуб нуждался в финансировании.
Затем на трибуны пришла молодёжь, привлечённая кампанией по продаже билетов «10 франков за 10 матчей», запущенной президентом клуба Борелли в 1979 году. Эта молодёжь очень хотела жить в Париже теми же интересами, что и у молодых жителей Лондона или Манчестера. Эта кампания привлечения болельщиков совпадает с продвижением и популяризацией во Франции массовой подростковой культуры. Великобритания была отличным примером для подражания для всей Европы – в ней смешались музыка, мода и футбол и сформировались многочисленные субкультуры. Для молодых людей посещение стадиона по субботам стало частью образа жизни, о которой они мечтали во Франции, особенно если собираться на трибунах, которые в Англии часто называются «kop».
В случае с «ПСЖ» наших дней – это Катарский инвестиционный фонд (Qatar Investment Authority). Клуб отлично вписывается в государственную стратегию, совпадающую, как и в других случаях, со стратегией олигархов или инвестиционных фондов, стремящихся к вложению своих средств. А клуб является брендом, нуждающимся в развитии для того, чтобы оставаться узнаваемым во всём мире. Отсюда и возникает необходимость иметь в своём составе суперзвёзд, которые продвигают продажи футболок со своими именами по всей планете.
Несложно заметить, что основные чемпионские титулы на национальном уровне были завоёваны клубом начиная с 2011 года – именно в этом году катарский фонд инвестировал свои средства в «ПСЖ», и стадион начал последовательно заполняться всё большим числом болельщиков. На протяжении 1980-х годов, с учётом той роли, которую стали играть телевизионные каналы, Сильвио Берлускони разработал новую теорию для ситуации с футболом: основные доходы идут от СМИ, зрители нужны для атмосферности и создания имиджа, а VIP-ложи с дорогими абонементами для упрощения общения политической и экономической элиты. В некоторых странах – например, в Германии – считается, что стадионы должны быть доступными для всех, а цены – соответствовать различным ожиданиям различной публики. Найдут ли простые болельщики своё место на трибунах стадиона?