Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Лучшие вестерны Джона Форда по мнению самого режиссера

Оглавление

Удивительно, но факт, Джон Форд, чьё имя плотно ассоциируется с жанром вестерна никогда не получал награды Американской Киноакадемии за вестерн. В его копилке призы за “Информатора” (The Informer, 1935), “Гроздья гнева” (The Grapes of Wraith, 1940), “Как зелена была моя долина” (How Green Was My Valley, 1941) и “Тихого человека” (The Quiet Man, 1952). Однако он всегда гордился своими достижениями в жанре вестерна и в интервью 1964 г журналу Cosmopolitan перечислил лучшие из них.

Джон Форд
Джон Форд

«Мне трудно судить, но я бы сказал, “Дилижанс”, “Она носила желтую ленту» и «Искатели» были моими лучшими вестернами. Я также вспоминаю с любовью “Железного коня” и “Караванщика”. И я думаю, что некоторые из моих недавних фильмов, таких как «Человек, который застрелил Либерти Вэлэнса», тоже очень хороши. Мне нравится думать, что «Дилижанс» положил начало взрослому вестерну, это признано, но не принесло мне Оскара. Я не люблю говорить "я горжусь картинами”, которые действительно выиграли, но вспоминаю их с любовью. И я, черт возьми, работал не менее серьезно над моими вестернами, и думаю, что онитак же хороши.”

“Железный конь” (Iron Horse, 1924)

Этот фильм - подлинный эпик эпохи немого кино, грандиозное достижение Джона Форда. Более чем двухчасовая драма рассказывает историю строительства трансконтинентальной железной дороги, отдавая дань уважения первопроходцам американского Запада. Фильм практически полностью снимался на натуре в Неваде. Актеры и съемочная группа работали в условиях аналогичных тем, что и строители железной дороги Юнион-Пацифик. Во время съёмок были построены целые города, проложены километры рельсов, а старинный поезд из 56 вагонов использовался для транспортировки.

-2

Форду было почти 29, когда он снял «Железного коня”. Фильм стал образцом для всех последующих железнодорожных вестернов. Даже на этом раннем этапе своей карьеры монтаж Форда и грамотная операторская работа превосходны. Свидетельством тому - кульминационное
сражение, где орды индейцев атакуют локомотив, в то время как герой и злодей устраивают свой личный бой.

На главную роль Форд выбрал 24-летнего Джорджа О’Брайена, бывшего помощника оператора и
каскадера, который до того прославился как в чемпион колледжа в Санта-Кларе и чемпион по боксу в тяжелом весе Тихоокеанского Флота во время Первой мировой войны. О’Брайен впоследствии стал одной из главных звезд вестернов 1920-х и 30-х годов. Сам Форд после этого фильма стал ведущим режиссером студии Уильяма Фокса.

“Дилижанс” (Stagecoach, 1939)

В основе фильма лежит простая история: группа людей, в которую входят девушка лёгкого поведения, бывалый игрок, продавец виски, невеста офицера и разыскиваемый преступник, путешествуют на дилижансе по равнинам американского Запада. Их путь пересекается с путём вождя апачей Джеронимо и его индейцев. Как персонажи реагируют на ситуации, и как меняют отношение друг к другу - вот что делает эту ленту одним из величайших вестернов двадцатого века. В нём нашлось место темам алкоголизма, деторождения, жадности, стыда, мести и искупления.

-3

Фильм - великое исследование человеческой природы. Он предоставляет возможность увидеть, что происходит с персонажами, изолированными от «цивилизации», в критической ситуации. Благодаря ему репутация режиссера Джона Форда достигла небывалых высот. “Дилижанс” был номинирован на семь наград Американской Киноакадемии. В номинациях на лучший фильм, лучший режиссер, лучший черно-белый фильм, лучшие декорации интерьера и лучший
монтаж он уступил другим претендентам. Победил же в номинациях лучший актер второго плана (Томас Митчелл) и лучший саундтрек.

В этой ленте Джона Уэйна исполнил самую значимую для его карьеры роль. Получив признание как публики, так и критиков, Уэйн шагнул в высшую лигу. Он и Джон Форд сделали впоследствии множество фильмов вместе.

“Она носила желтую ленту” (She Wore A Yellow Ribbon, 1949)

В фильме стареющий кавалерист капитан Натан Каттинг Бритлс (Джон Уэйн) отправляется в последний патруль, где сталкивается с отрядом шайенов и арапахо, которые покинули резервацию после поражения Кастера при Литтл Биг Хорн. С капитаном жена и племянница его командира, которых он взялся доставить на остановку дилижанса, следующего на Восток. Ему приходится усмирять дикарей, одновременно стараясь не разжечь новую индейскую войну.

-4

“Она носила желтую ленту” второй фильм т.н. кавалерийской трилогии Форда. И он единственный из них снятый в цвете. Это позволил сделать огромный в те времена бюджет в 1,6 миллиона долларов. Снята лента в Долине Монументов, в резервации навахо в Аризоне. Фильм назван в честь военной песни кавалерии США ", которая используется как походный марш.

Кавалерийская трилогия в целом, и “Она носила желтую ленту” в частности, принесли Форду как материальное благополучие, так и заработали для него репутацию лучшего режиссера взрослых вестернов.

“Караванщик” (Wagon Master, 1950)

В этом фильме группа мормонов во главе со старейшиной Джонатаном Виггсом (Вард Бонд) нанимает двух молодых торговцев лошадьми по имени Трэвис и Сэнди (Бен Джонсон и Гарри Кэри младший), чтобы вести караван за реку Сан-Хуан в Юту. По дороге к ним присоединяются труппа бродячих актеров и семья закоренелых преступников Клеггов, скрывающихся от правосудия.

-5

Эта ставшая классикой лента снята с бюджетом в 500 000 долларов, что для фильма категории А очень мало. Она базируется на простоте и поэтической симметрии путешествия, в большинстве других художественных фильмах на ту же тему скрытых сложными сюжетными линиями. Форд насытил саундтрек множеством традиционных песен и гимнов в стиле американского кантри. Визуальный ряд базируется на новаторском опыте серии лирических образов с повторяющимися видами фургонов, движущихся на фоне величественного неба.

Это самый личный вестерн Джон Форда, который он снял на волне вдохновения. Красота этой ленты стала более явной только с прошествием лет. Сейчас многими критиками он рассматривается как достойное продолжение кавалерийской трилогии.

“Искатели” (Searchers, 1956)

В фильме Джон Уэйн изображает трагическую фигуру, ветерана гражданской войны, который
проводит годы в поисках своей племянницы, которая была захвачена команчами в Техасе сразу после окончания гражданской войны. История, основанная на реальном событии, исследует проблемы расизма, сексизм и самые мрачные последствия насилия. Всё это на фоне великолепных красных песчаников Долины Монументов. В главной роли – Джон Уэйн на вершине своей кинокарьеры.

-6

Фильм не получил ни одной номинации Американской Киноакадемии и современниками не был оценен по достоинству. Но через десять лет критики заново открыли эту ленту, а режиссеры разобрали её на цитаты. Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Стивен Спилберг и Серджио Леоне - все упоминали фильм в собственных работах.

Песня "That’ll Be the Day", написанная Бадди Холли и ставшая хитом Битлз, была инспирирована строкой, произнесенной Джоном Уэйном в этом фильме.

“Человек, который застрелил Либерти Вэлэнса” (The man Who Shot Liberty Valance, 1962)

В конце XIX века сенатор США Рэнсом Стоддард (Джеймс Стюарт) и его жена Хэлли (Вера Майлз) возвращаются в маленький вестерн-городок Шинбоун, чтобы посетить похороны Тома Донифона. Редактор местной газеты просит сенатора объяснить, почему он пришел похоронить столь незначительную личность и фильм разворачивается серией флэшбэков.

-7

Как выясняется, вся политическая карьера Рэнс Стоддарда, с тех пор, как он был территориальным представителем и вплоть до нынешнего сенаторского срока, основана на общей уверенности в том, что он был «человеком, который застрелил Либерти Вэлэнса», преступника, которого очень боялись. Тот терроризировал Шинбоун, работая на богатых скотоводов, выступавших против получения статуса штата. Сам Стоддард какое-то время верил в данную версию событий и не решался, считая себя убийцей, принять пост в Вашингтоне. Но, как оказалось, во время роковой перестрелки между Стоддардом и Вэлэнсом в тени скрывался Том Донифон. Он сделал выстрел, считавшийся подвигом Стоддарда. И вероятно именно он был бы предан суду за убийство, если бы это стало известно. Донифон сделал это из-за любви всей своей жизни, Хэлли. Однако Хэлли выбрала Стоддарда. После смерти Донифона Стоддард всё рассказывает редактору. Но тот отказывается публиковать рассказ и сжигает записи интервью, говоря: «Это Запад, сэр. Когда легенда становится фактом, напечатайте легенду ».

Изначально критики отнеслись к фильму достаточно спокойно, считая его скромным для именитого мастера, но в 1980-е о фильме стали говорить и спорить. Сын Форда – Дэн – в биографии отца назвал его “авторским”.

(с) Свен Железнов

Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures

Также читайте:

В каком фильме впервые снялся Джон Уэйн?

3 случая, когда кинокарьера Джона Уэйна могла закончиться, так толком не начавшись

"Молодой мистер Линкольн" (1939)