Найти тему

«Блаженные изгнанные»

100 лет назад – в ноябре 1920 года боевые корабли Черноморского флота и пассажирские пароходы вывезли из портов Крыма части русской армии барона П.Н. Врангеля и десятки тысяч мирных беженцев – в большинстве своем членов семей «белогвардейцев». Русские люди в полной тишине всматривались в уходящий за горизонт берег, еще не осознавая, что многие из них уже никогда не увидят родной земли… Единственным их «грехом» было то, что они не покорились силе красной революции и сознательно пожертвовали своей судьбой и были изгнаны с Родины.

Белая эмиграция – это великая трагедия, лишившая Родины сотни тысяч ее лучших сынов и дочерей.
Белая эмиграция – это великая трагедия, лишившая Родины сотни тысяч ее лучших сынов и дочерей.

Белоэмигрант в массовом представлении современных жителей РФ – это либо печальный парижский таксист, либо веселый циник-официант в кабаре Мадрида или Лондона. В любом случае «потерянный человек». Но так ли это? Про бывшего кадета Морского кадетского корпуса Игоря Сикорского, ставшего в США известнейшим авиаконструктором, еще знают. Что-то еще слышали про выпускника Морского корпуса 1911 года Вадима Степановича Макарова (сына погибшего в Порт-Артуре флотоводца), получившего гражданство США и ставшего за океаном популярным судостроителем. Но совершенно забыты имена других наших соотечественников, ставших в изгнании светилами науки.

Игорь Иванович Сикорский - инженер, авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.
Игорь Иванович Сикорский - инженер, авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

В 1911-м году окончил Морской корпус Лев Семенович Багров – в эмиграции офицер-белоэмигрант стал признанным историком географических карт. Лейтенант Черноморского флота Владимир Антонович Шумович (выпускник Морского корпуса 1916 года) во Франции окончил факультет естествознания Сорбоны и уехал… в Африку. Четверть века он посвятил экспедициям, направленным на изучение тайн пустыни Сахары. В 50-х гг. ХХ века профессор Французской академии Наук месье Шумович, основал в алжирском городе Бенни-Аббес единственный в мире НИИ по изучению природы пустынь. Научный институт существует и ныне и носит имя его основателя – белоэмигранта 1920 года Владимира Шумовича. Исследователем ирригационной системы «черного континента» был и лейтенант бельгийских ВМС Борис Андреевич Вилькицкий (в России контр-адмирал и известный покоритель Арктики).

Пётр Николаевич Грабарь - французский учёный в области химии, биохимии, иммунологии, иммунохимии.
Пётр Николаевич Грабарь - французский учёный в области химии, биохимии, иммунологии, иммунохимии.

Матросом-пулеметчиком на тральщике «Китобой» служил доброволец «белого» флота из студентов – Петр Николаевич Грабарь. В 1920-м корабль покинул Крым. В Европе бывший пулеметчик стал крупнейшим специалистом иммунологом.

Основное направление белой эмиграции — это страны Западной Европы с центрами в Праге, Берлине, Париже, Софии, Белграде. Значительная часть осела в китайском Харбине — здесь к 1924 году насчитывалось до 100 тыс. русских эмигрантов.
Основное направление белой эмиграции — это страны Западной Европы с центрами в Праге, Берлине, Париже, Софии, Белграде. Значительная часть осела в китайском Харбине — здесь к 1924 году насчитывалось до 100 тыс. русских эмигрантов.

Они, и не только они покинули Россию. И остались живы, и смогли принести пользу человечеству. В период с 1917-го по 1922-й годы на территории бывшей Российской империи, в период «красного террора», были уничтожены более 6000 профессоров и преподавателей ВУЗов, более 9000 медиков с высшим профильным образованием, более 355000 писателей, художников, музыкантов, журналистов, актеров, скульпторов, общественных деятелей и предпринимателей. Жертвами комиссаров в пыльных шлемах стали более 5000 гражданских инженеров: специалистов железнодорожного транспорта, промышленного производства, строителей и архитекторов.

Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.

Пишите комментарии, ставьте лайки, и подписывайтесь на наш канал.