Приветствую всех подписчиков и читателей моего канала! Я уже ранее публиковал статью о Машеньке из Мышеловки, об отважной медсестре, которая попала в соединение Александра Ильича еще во время боев под Киевом.
Однажды холодным январским утром 1943 года, Александр Ильич находился в первой траншее на позициях майора Панихина. Закончив наблюдение за позициями противника, комдив направился к себе. Пробираясь по траншее, Александр Ильич нагнал бойца-подростка и удивился, вроде бы ему ни с одним пополнением малышей не присылали. На шум шагов генерала боец обернулся и Александр Ильич узнал Машеньку.
Слово за слово, по традиции генерал узнал, где Маша оставила Мишу. Оказалось, что они проводили на передовой профилактическую беседу об опасности обморожений и об их предотвращении, Миша задержался в батальоне, а ее в роту отправил греться.
Александр Ильич позвал Машеньку в штаб погреться, до него было ближе идти. Когда Александр Ильич и Машенька пришли в штаб, там майор Бакай допрашивал пленного гитлеровца, одетого в грязную зеленую шинель, ноги которого были завернуты в рваные тряпки.
Узнав кто такой, из какого полка какой дивизии, со временем гитлеровец осмелел и стал рассказывать о настроениях окруженных оккупантов:
"Настроение у солдат плохое. Только сопляки из гитрер-югенда сами лезут в бой. А солдаты постарше воевать не хотят. Многих расстреливают за это. Потери в ротах ежедневно по 8-10 человек. Войну мы проиграли. Это я понял и решил сдаться в плен."
Худой, с заросшей физиономией, он совсем не походил на представителя "высшей расы". Совсем год назад совсем иные были гитлеровцы. Во время боев под Киевом одна нацистская часть наглее других лезла вперед. Пленные этой части говорили потом, что за взятие Киева им было обещано по железному кресту, а в случае отступления расстрел. Тогда эту часть воздушно-десантная бригада Родимцева окружила и уничтожила.
За время одного из боев в перелеске, Машенька успела оказать помощь шести нашим раненым бойцам. Двоих тяжелораненых она вытащила за дорогу и передала другим санитарам.
Бой уже близился к завершению, когда Машенька заметила на поляне двух немецких солдат стоящих на поляне с поднятыми руками, вероятно собрались в плен сдаться. К ним устремились наши бойцы, как прозвучало два выстрела и немцы упали как подкошенные.
Заметив, что стреляли из-за старого пня, окруженного высокой травой, Машенька, обежав по краю поляны, подхватила оброненный в бою кем то автомат и стала незаметно приближаться к притаившемуся гитлеровцу.
Услышав тихие шаги у себя за спиной, гитлеровец обернулся, на него было направленно дуло автомата. Кривясь и заикаясь, гитлеровец проблеял:
"Рус... девка?"
На допросе выяснилось, что это ефрейтор, член нацистской партии, отпрыск какого то крупного землевладельца. Уже сидя в блиндаже, этот убежденный нацист удивленно повторял:
"Не понимаю! Нет не понимаю. Девушка с автоматом... Может мне почудилось? Ну скажите правду, неужели меня, Иоахима Занге, девченка в плен взяла?"
Вспомнив про плененного Занге, Машенька сказала смеясь:
"Да, не тот немец пошел, тощий, грязный.... Нет, это не Иоахим Занге... Вот до чего их Гитлер довел!"
Для написания статьи я использовал воспоминания командира 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева.