Не знаю, кто как, а я балет люблю. Мир грации и романтики. Хрупкие балерины, их сильные и галантные партнёры. К тому же балет очень эротичен, но пошлости там нет.
По крайней мере, в классическом варианте это вида искусства. В костюме балерин самая интересная и неординарная деталь, это пачка.
Со временем она видоизменялась, но всегда подчёркивала женственность танцовщицы. Давайте заглянем в глубь времени и проследим основные вехи истории этого удивительного аксессуара.
Честь первой примерить балетную пачку выпала Марии Тальоне. На премьере «Сильфиды» она исполняла партию феи. Эта роль требовала необычного костюма, который и придумал отец балерины, Филиппо.
Его дочь имела не очень складную фигуру, что и подвигло любящего отца создать воздушное и грациозное платье из фатина. По тогдашней моде балетную пачку сделали длинной.
Лишь спустя десятилетия пачку укоротили, хотя она, по-прежнему, оставалась пуритански застенчивой.
Но, и такому скромному одеянию консерваторы от балета долго противились, хотя воздушность балерин доводила зрителей до восторженного экстаза, и главной причиной тому была развевающаяся юбка, она же пачка.
В царской России – Мекке балета – новинка долго не приживалась. Хотя именно у нас пачка пережила самое кардинальное видоизменение.
Балерине Большого Аделине Аджури, известной капризнице, крайне не нравилась длина юбки, и она собственноручно укоротила эту часть костюма, введя моду на короткие пачки.
И только сто лет назад балетная пачка приобрела привычные нам очертания. Хотя, экспериментировать с ней будут всегда. В балетных постановках М. Петипа можно увидеть десятки вариантов пачек.
Анну Павлову зрители видели и в классической балетной юбке, делавшей балерину завуалированной загадкой, и в ультракороткой пачке, которая оставляла танцовщицу почти обнаженной перед зрительным залом. В 60-х годах пачка достигла своей вершины минимализма, став плоским кругом.
По мнению балетоманов, именно такая форма позволяет балерине раскрыть талант и собственную грацию полностью. Хотя, есть мнение, что такой вид основной части танцевального костюма заставил уйти из балета многих девочек с повышенной застенчивостью.
Не всем хватает смелости выступать перед зрителями в столь откровенном наряде, показывая им свои трусики. На что балетные педагоги возражают.
Настоящая балерина должна так пленить зрителя своей душой и грацией, своей ролью, что он просто не сможет и не захочет обращать внимание на что-то ещё.
Балетную юбку называют ещё тюникой, на французский манер, однако именно наименование «пачка» является общепринятым обозначением этой части облачения балерины.
Юбка в форме блина стала классикой пачки. Её шьют индивидуально для каждой балетной танцовщицы. Длинная юбка называется «шопенкой».
В ней танцуют мифических и неодушевлённых персонажей. «Шопенка» скрывает недостатки ног, но подчёркивает танцевальную технику на стопах и пальцах.
Шифоновый хитон используется, чтобы подчеркнуть красоту и невинность какого-либо персонажа. Одним из ярких примеров этому, балетный образ Шекпировской Джульетты.
А какие ассоциации у вас вызывает балетная пачка? Какой образ всплывает в вашей памяти при упоминании этого, практически волшебного аксессуара?