Здравствуйте, друзья. С вами диванный исследователь истории по интернету Алексей Коновалов. Мы продолжаем рассказ о судебных делах по преступлениям, связанных с применением колдовства и нечистой силы.
С первой частью можно ознакомиться здесь:
Считалось, что среди женщин больший процент лиц, причастных к колдовству, чем среди мужчин, но зависело ли это от физиологии, большей податливости чёрту слабой натуры, господствующего в те времена взгляда на женщину, как источника зла—в малорусских народных сказаниях мы не находим ответа на этот вопрос. Возможно, важное влияние на народное воззрение имел византийский взгляд на женщину, как источник зла и всякого соблазна.
Вообще все колдуньи известны под именем ведьм, хотя малорусская ведьма имеет свои, только ей присущие черты. Подразделяются они на два вида: природные и наученные. Первые—это ублюдки женщины и чёрта, или проклятые ещё в утробе матери. Вторые—научившиеся колдовству по собственному желанию. Отличительной чертой природных, рождённых ведьм является небольшой, толщиной в палец, хвостик, который, если ведьма занимается колдовством вырастает до размеров собачьего хвоста. Природные ведьмы не так опасны, как наученные, занимаются они исключительно доением чужих коров и овец, это специальность всякой малорусской ведьмы, но делают это обыкновенным способом. Наученной достаточно только раз подоить корову на Благовещенье или Юрьев день, чтобы молоко этой коровы принадлежало только ей одной. Ведьма уже не имеет надобности доить такую корову, она сверлит дыру в одном из столбов своей хаты, и, произнеся известные ей заговоры, затыкает её колышком. Достаточно только вынуть этот колышек, как из дыры польётся молоко как из крана.
Ведьмы могут временно превращаться в собак, кошек, птиц, или даже предметы неодушевлённые (решето, иглу, и тому подобное), снимать звёзды с неба, влезая вверх ногами на придорожные кресты, задерживать дождь и производить таким образом засуху, управлять градовыми тучами, насылать на людей всякие беды.
В способах разысках ведьм в Юго-Западной Руси сказалось влияние Западной Европы. В начале XVIII века было в ходу так называемое плавание ведьмы, как уже укоренившийся старинный обычай, хотя почин этого мероприятия принадлежит не самому народу, а дворянству. В Каменец-Подольской городской книге под 1709 годом находим довольно обстоятельную запись о подобных розысках ведьмы. В этом году в Подолии была засуха. Мелкопоместные владельцы села Подфилипье дворяне Дружковские, Нагурские, Локучевские и Руцинские составили совет относительно необходимых мер против упомянутого бедствия. Дружковские указывали причину засухи в злом умысле чаровниц и это мнение было признано справедливым. Приступили к розыску. В виде первого испытания приказано было всем крестьянкам носить через поля воду вёдрами из реки Збруч и поливать ей крест, стоящий при дороге на довольно значительном расстоянии от реки. Все крестьянки выполнили приказание и таким образом отклонили от себя падавшие на них подозрения. Совещавшиеся пришли к твёрдому убеждению, что зло коренится в из же дворянской среде.
Между прочим, Дружковский должен был своей соседке Яворской значительную сумму денег, и не отдавал два года. Уклоняясь от уплаты долга, подвергался со стороны Яворской неприятностям и сильным преследованиям. Чтобы отомстить ей, он убедил соседей, что это она произвела засуху. На берегу Збруча были установлены необходимые приспособления. К реке подтянулись все жители села, была приглашена и Яворская. Лишь только появилась "виновница торжества", на неё, по приказанию Дружковского, набросилось несколько человек крестьян, и, связав особенным, установленным для подобного рода испытаний образом (для этой цели связывали вместе большой палец правой руки и левой ноги и наоборот, в точке скрещения приклеплялась длинная верёвка для подымания и опускания на блоках), принялись "купать" её, то опуская в воду, то опять поднимая вверх. Лишь благодаря тому, что она тонула, её признали невиновной.
В 1711 году производились такие же розыски ведьм на Волыни. По настоянию одного управляющего имением, дворянина Фёдора Конацкого, "по давнему обычаю" купали в реке женщин, заподозренных в произведении засухи. Десять из них, признаных виновными, были арестованы и под стражей препровождены в Дубенский замок, и только по настоятельным просьбам мужей были отпущены на поруки, с тем, чтобы по первому требованию явились в суд для разбирательства дела.
На этом закончим на сегодня. В этой публикации применялись материалы:
Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край. Материалы и расследования, собранные П.П. Чубинским. Том l. СПБ. 1872 год.
А. Селецкий. Киевская старина. Колдовство в Юго-Западной Руси в XVIII столетии. Том XIV. 1886 год.
До свидания, друзья. Будьте здоровы.
Продолжение следует...