Найти в Дзене
CoMagic

Вечеринки в Instagram, бармены-курьеры и донаты от клиентов – Как бар Ровесник «выживал» во время карантина

Оглавление

Помните как это было? Два с половиной месяца длился режим самоизоляции в Москве – рестораны, торговые центры, кинотеатры и т.д. были закрыты. Это время стало испытанием для многих бизнесов. Кто-то закрылся сразу, кто-то терпел убытки, а кто-то – оперативно искал решения и перестраивал свой бизнес. Сооснователь бара «Ровесник» и кафе «Сверстник» Саша Мартынов вспоминает как он трансформировал свой ресторанный бизнес на время карантина.

Саша Мартынов, сооснователь бара «Ровесник» и кафе «Сверстник»

На нас кризис накатывал волнами. Впервые о том, что это все может быть всерьез и надолго, мы задумались еще в середине марта, когда стали ощущать заметное снижение выручки. Затем правительство начало вводить ограничительные меры типа запрета на мероприятия от 50 человек, и это стало второй волной, так как в «Ровеснике» большая часть выручки идет от вечерних мероприятий по пятницам, субботам и воскресеньям, от которых нам пришлось отказаться. Все вечеринки и концерты были отменены, и «Ровесник» перешел в формат просто бара, куда люди ходят пить и есть.

Таким образом, еще до объявления о полном закрытии всех заведений, на последней неделе наша выручка упала в два раза.

У нас довольно большая и сильная команда. Когда мы ощутили падение выручки на 50 %, никто из нас не сел грустить. Мы достаточно быстро мобилизовались и постарались быть гибкими.

Что конкретно мы предприняли?

Построили прогнозы и написали план действий

Еще до полного закрытия всех заведений мы собрались всей командой и набросали варианты дальнейшего развития событий. У нас их было:
первый, при котором ничего бы не закрылось,

второй — если бы мы закрылись и это продлилось месяц-два,

третий, самый плохой вариант, — если самоизоляция продлится более 4–5 месяцев.

Под каждый вариант мы спланировали ряд действий. Тогда же я объявил ребятам, что нам придется урезать зарплаты в любом из этих вариантов. На сколько конкретно — стало понятно позже, когда правительство объявило о полном закрытии всех заведений.

Оптимизировали расходы

Самое первое и вместе с тем самое важное — это разделить все свои траты на жизненно необходимые сейчас и все остальные. И все, что не входит в группу расходов, в данный момент критически необходимых для выживания, отрезать, как бы больно это ни было. Так мы убрали все расходы, которые могли убрать.

Дальше надо было решить, как мы урежем зарплату сотрудникам, и пообщаться с ними. Мы приняли решение о том, что работаем дальше, а не закрываемся, и значит надо почти все деньги, которые мы будем зарабатывать, отдавать на зарплату сотрудникам, чтобы они могли поддерживать какой-то адекватный минимальный уровень жизни. Мы урезали зарплату сотрудникам в среднем на 50 % (в зависимости от формата работы) и переквалифицировали часть из них в курьеров. Так многие сотрудники, раньше работавшие в зале или на баре, брали курьерские смены и осуществляли доставку. Это было важно, так как мы изначально могли просто закрыться и постараться как-то отсидеться в нуле, но тогда бы все эти люди (а это порядка 80 человек) просто остались бы без средств к существованию. С помощью доставки мы продолжали генерировать хоть какие-то деньги для каждого из сотрудников, чтобы они могли покрывать самые необходимые нужды.

Всем своим поставщикам мы начали платить максимально поздно. У всех есть в договорах возможные отсрочки и это было то самое время, когда ими нужно было воспользоваться.

Следующее, что мы сделали, это мы пообщались с нашими арендодателями, и они оба пошли на уступки и сделали нам хорошие скидки на эти месяцы.

Запустили доставку

На первой же неделе закрытия мы запустили доставку, и это начало генерировать нам где-то 10 % от нашей обычной выручки (то есть мы потеряли 90 % нашего обычного дохода). Весь апрель мы постепенно наращивали обороты доставки: подключились к разным агрегаторам, рекламировали нашу доставку, вводили больше позиций. И все равно это было где-то около 15 % от того, что мы зарабатывали обычно.

Сперва мы запустили доставку через Instagram и просто по телефону, затем через Яндекс.Еду и Delivery. Оба этих сервиса предложили некие «карантинные условия» (Яндекс не берет комиссию за первые сто заказов, а у Delivery она снижена). Мы подключили оба сервиса, и количество доставок сразу заметно выросло (на 30–40 %). При этом хочу отметить: Яндекс приносит в 3–4 раза больше доставок, чем Delivery, плюс работать с ним гораздо удобнее.

Запустили сертификаты и donation

Следующее, что мы сделали, — это запустили сертификаты. Как это работает: человек может купить сертификат на любую сумму, кому-то в подарок или себе, и дальше потратить его у нас в любом из заведений после окончания карантина. Так мы собрали около 70–80 тыс. руб.

Также в соцсетях мы рассказали о своем непростом положении и объявили, что принимаем донаты от всех, кто хочет нам как-то помочь. И люди действительно начали скидывать деньги безвозмездно.

«Переформатировали» маркетинг

Что касается маркетинга, мы переквалифицировали весь наш контент под формат онлайн. Так, например, вечеринки с диджеями запустили в Instagram — они транслировались онлайн в нашем аккаунте по пятницам и субботам. Запускали различные розыгрыши. До карантина у нас были концерты по воскресеньям, теперь мы транслировали их онлайн — артисты у себя дома играли и пели, снимая себя на камеру. И это было очень классно, так как постоянно держало в тонусе нашу аудиторию в соцсетях. Люди не забывали о нас, заказывали доставки, оказывали поддержку.

Ровесник live стал Ровесником online. Певица Ушко специально для нас устроила лайв-концерт у себя в ванной.

-2

Так дома сидели наши гости с доставкой:

-3

А так мы поздравляли всех именинников на карантине:

-4

Рассчитывали только на себя

Когда мы планировали три сценария дальнейших событий, ни в одном из них мы не рассматривали никакую возможную помощь извне. И оказались правы: действительно, государство нам никак особенно не помогло. Единственное, что было сделано, — это перенесена оплата налогов и страховых взносов на 6 месяцев. Сложно назвать это помощью, ведь по-хорошему их надо было вообще отменить. Но хоть что-то. То же самое касается выплаты минимального оклада всем сотрудникам, пострадавшим от введения карантина. Это всего 12 000 руб., что для Москвы — смешная сумма. Но хоть какая-то помощь.

Также правительство Москвы выделило субсидии на покрытие комиссии сервисов доставки. Как это должно было работать: если ты подключен к Яндекс.Еде или Delivery и они берут с тебя комиссию, государство должно вернуть тебе эти деньги из субсидии. Мы сначала обрадовались такой помощи, но не тут-то было. Оказалось, что, во-первых, есть поправка на то, какие сервисы попадают под эту программу, а во-вторых, обязательное условие по размеру комиссии у этих сервисов таково: она должна быть не больше 20 %. Но в среднем комиссия всех сервисов составляет 30–35 %, и получается, что ни один из них не попадает под данную субсидию. 😅

________________________________________

Кризис — не время для отчаяния. Да, это была большая перестройка, и без обновления всех стратегий, отказа от прошлых планов и урезания расходов – мы бы просто не выжили. Но сейчас мы понимаем: это было время для чего-то нового. Ведь до карантина мы и подумать не могли, что наш бар может существовать онлайн. :) Пандемия и самоизоляция сделали нас более гибкими и смелыми. А это крайне полезные качества для любого бизнесмена.

-5

Вечеринка «Хyz войне», 23 февраля 2020 года

Заходите в гости! Бар «Ровесник» в Instagram, Facebook, Телеграме и в Москве 😁: Малый Гнездниковский пер., 9, стр. 1, Москва

Делайте вашу ленту в Яндекс.Дзен интересной и полезной – подписывайтесь на наш канал!