Найти тему
Финансовая газета

Истории предпринимателей, попавших под пресс проверок, штрафов и угроз после карантина

После карантина бизнес начали душить штрафами даже те, кто никогда этим не занимался.

К ФНС, Роспотребнадзору и прочим многочисленным, но привычным контролирующим органам добавились МЧС, лесники, общественники, добровольные дружинники и дворники. Мы собрали рассказы предпринимателей из разных регионов России о том, с какими видами поборов, угроз и давления они столкнулись после отмены коронавирусных ограничений.

Разговаривать открыто предприниматели не готовы. По словам всех опрошенных, с таким валом проверок, нападок и угроз, который начался в августе 2020-го, они еще не сталкивались. Причем к проверяющим в отдельных регионах добавились и откровенные бандиты, поддерживаемые и прикрываемые, по словам предпринимателей, полицией. На помощь от правоохранителей никто из опрошенных не рассчитывает, скорее все опасаются усугубить ситуацию обращениями в прокуратуру, полицию или следственный комитет.

Собранные во время подготовки этого материала кейсы редакция передаст бизнес-омбудсменам из «Деловой России» и адвокатам, специализирующимся на защите бизнеса. Имена предпринимателей и названия компаний в тексте изменены по просьбе героев. Сохранены география и сами истории пострадавших. Редакция «Финансовой газеты» надеется, что кому-то из героев смогут помочь правозащитники и юристы, и тогда их истории можно будет рассказать снова, но уже раскрыв личности собеседников.

«Выписали штрафы за отсутствие масок у рабочих»

– Моя компания работает по всей области и соседним регионам. Стройки в основном остановились весной, работали только большие компании, в обход запрета. Но добычу песка я не останавливал, только объемы сократились на треть. Частники в мае начали строиться, они нас и спасали, потому что крупных заказов не было. Проверками до августа никто не донимал. Но в середине августа, утром, мне позвонил начальник смены на карьере и сказал: «Приезжали сотрудники Роспотребнадзора, составили акт, что рабочие ходят без масок и перчаток». Чтобы было понятно, у меня там работают восемь мужиков.

Погода стояла теплая. Какие, к черту, маски! Эти восемь человек там каждый день работают на протяжении уже двух лет. Зачем им эти маски? Я не придал особого значения. Через день снова звонит начсмены. Снова, говорит, приезжали. Уже другие, но тоже из Роспотребнадзора и администрации района, где расположен карьер. Составили еще один акт, но документ начсмены не оставили, увезли с собой. Я задергался, потому что слишком много проверяющих и актов на один маленький карьер. Позвонил знакомому в администрацию, попросил узнать, что это было и зачем, чем мне это грозит. Он все выяснил быстро, назначил мне встречу.

На ней были один из чиновников администрации и какой-то мужик, представившийся инспектором Роспотребнадзора по району. Мне быстро объяснили, что если я не хочу получить штрафов на 1,7 миллиона рублей за то, что мои сотрудники и я нарушаем режим социального дистанцирования, а я не обеспечил сотрудников средствами защиты, то мне нужно оплатить меньший штраф в размере 300 тысяч рублей. Официально, не в карман кому-то. Мне показали акты двух проверок (если эти выездные гастроли так можно назвать). Вот по этим актам надо заплатить. А потом необходимо приобрести у компании-производителя средств индивидуальной защиты этих самых масок на 200 тысяч рублей. Ну и обязать сотрудников носить их во время работы. Я спросил, куда мне девать столько масок. В ответ чиновник из администрации района предложил их у меня забрать. Либо я могу предоставить их безвозмездно району.

Лишних проблем мне было не нужно. Я оплатил штраф и купил эти маски. Оставил 300 штук рабочим, а остальные передал району. Конкретно мне это обошлось условно малой кровью – полмиллиона рублей. Вроде небольшая сумма, но если они так трясут других предпринимателей, то там выкатятся приличные деньги на круг.

Алексей М., владелец строительной компании и песчаного карьера, Московская область

«Заставили выбирать между штрафом и закрытием»

– Мы открылись полноценно в середине августа. До этого с марта работали только на доставку и вынос. Было тяжело, но за счет постоянных клиентов удалось сохранить и штат, и кафе. После открытия приходили проверяющие из Роспотребнадзора, почему-то из МЧС. Посмотрели, есть ли разметка, измерили дистанцию между столиками и ушли. В начале сентября прямо к открытию приехали два товарища, представились сотрудниками Роспотребнадзора, показали удостоверения.

Походили по залу, потом прошли в подсобку, где у меня импровизированный кабинет. Говорят: «Вы почему не устранили нарушения, как вам предписывали?». Я спрашиваю: «Какие нарушения? Где предписание?». Они в ответ: «Оно было отправлено вам на почту на прошлой неделе». Я, естественно, никакого предписания не получал. Сотрудники предложили отыскать предписание, предупредили, что завтра вернутся и проверят, выполнил ли я его. Я кинулся проверять почтовый ящик дома, потом по месту прописки. Нашел это письмо. Там действительно указан ряд нарушений: не та дистанция между столиками, нет всей необходимой разметки, нет антисептиков в нужном количестве, нет предупреждающей вывески на входе о необходимости носить маски и перчатки.

Решил, что сможем договориться, что мне дадут день-два отсрочки, а я все исправлю. Но вышло иначе. Они пришли, как обещали. На мою просьбу дать несколько дней на исправления ответили отказом. Сказали, что варианта два. Либо они выписывают штраф, я его оплачиваю, а потом могу все исправлять до новых проверок, либо кафе будет закрыто. Штрафов насчитали на 2,2 миллиона. Таких денег на руках у меня нет. Я собрал персонал, рассказал им все как есть в присутствии этих проверяющих. И сказал, что мы закрываемся. Роспотребовцы вызвали полицию, кафе закрыли и вход затянули лентами, будто тут убили кого-то. С этого момента мы не работаем, а я консультируюсь с юристами, чтобы понять, как действовать.

Илья Ш., владелец кафе, Нижний Новгород

«Требовали миллион за грязные сапоги»

– Я сдаю в аренду экскаваторы, бульдозеры, тракторы. Вместе с техникой на заказ отправляется и водитель, естественно. Несмотря на коронавирус, мы продолжали работать все время, только заказов стало меньше наполовину. Но мы не закрывались и не останавливались. В сентябре пришли проверки, откуда не ждали. У меня техника съезжается после смены на базу, здесь ее моют, проверяют, готовят к следующим заказам. И вот вечер. Все вернулись, а сразу за ними приехали две машины: МЧС, Росприроднадзор и чиновники наши, городские. «Кто тут главный?» – сразу ко мне.

Начинают мне показывать фотографии с телефонов, на которых мои водители, экскаваторщики, бульдозеристы. Я не понял, чего они от меня хотят. Пояснили быстро: «У ваших работников обувь грязная, они разносят строительную пыль и грязь по нашему городу. Это ухудшает эпидемиологическую ситуацию. И технику вы моете плохо. Она должна со стройплощадки выезжать чистой, а у вас вон грязная».

При этом мы колеса моем обязательно, а тяжелая техника ездит не своим ходом, а на платформах. Но они мне все тычут фотографии. Пока я с ними препирался, часть гостей успели поснимать и на базе. Предъявили мне отсутствие масок и антисептиков для рук. Я просто молча слушал весь этот поток. Мне грозили проверкой, арестом техники и штрафстоянкой (а она стоит огромных денег), грозили даже закрыть компанию. В итоге выписали четыре штрафа на общую сумму в 200 тысяч рублей. На следующий день приехал ко мне на базу один эмчээсник из числа вчерашних гостей. Говорит, если не хочу новых проверок и новых штрафов, надо оплатить то, что уже выписано, причем быстро, а потом дать кому надо миллион и меня не будут дергать. Штрафы я оплатил, пришлось продать машину жены. Но вот что делать с этим миллионом, я пока не решил. Купил маски, установил емкость с антисептиком. Надеюсь, что обойдется.

Денис К., владелец фирмы, сдающей в аренду строительную технику, Краснодар