Найти на рынке машину с приличным дорожным просветом, полным приводом и какими-никакими межколёсными блокировками (или их имитацией) несложно. Другое дело – найти машину с такими же вводными, но которая действительно позволит заехать в непроходимые чащи. И вернуться оттуда без посторонней помощи. Вспоминаем 10 впечатляющих автомобилей-вездеходов, чьи полноприводные трансмиссии удивляют не меньше их носителей.
Studebaker US6
Кто-нибудь наверняка слышал от отцов, дедов или прадедов истории про этот трёхосный полноприводный грузовик, который на своих плечах носил и людей, и стройматериалы, и установки БМ-13. Он был простым, выносливым, относительно комфортабельным, надёжным, а главное — практически неуязвимым. Именно поэтому ленд-лизовский Studebaker US6 стал легендой при жизни.Хотя у US6 была упрощённая модификация с приводом 6х4, большая часть машин поставлялась в СССР со всеми ведущими колёсами, а передняя ось подключалась через раздаточную коробку с понижающей передачей. Приличные 250 миллиметров дорожного просвета (под самой низкой частью деталей под днищем), помноженные на эффективную резину, помогали Студеру пробираться и через снега, и через суровую грязь. Многие решения, реализованные на US6, позднее нашли своё воплощение и на отечественных грузовиках – например, ГАЗ-51.
Unimog
Историю этого автомобиля, который может быть абсолютно чем угодно (даже маневровым локомотивом!), мы недавно рассказывали в деталях. Но она настолько насыщенная и многогранная, что продолжает дописываться и в наши дни: совсем недавно пара Unimog U 5023 поднялась на высоту 6694 метра над уровнем моря, сделав модель самым высотным колёсным транспортом в мире. Это ли не доказательство того, что детище Альберта Фридриха является одним из лучших вездеходов в мире?Оригинальная идея Унимога оказалась настолько удачной, что с 1948 года не претерпела значительных изменений: рама лестничного типа, портальные мосты, подключаемый полный привод и внушительный дорожный просвет, достигающий полуметра, — всё это было ещё на ранних версиях немецкого вездехода. Сейчас машину из года в год совершенствуют, чтобы та оставалась надёжным помощником в поле, выносливым вездеходом… и самым необычным локомотивом, чего уж там.
Volvo Laplander L3314
Несложно догадаться, что самыми крутыми вездеходами чаще всего владели вооружённые силы. Например, такими, как Volvo Laplander. Разработка этой машины началась в 50-е годы, когда шведской армии понадобились автомобили повышенной проходимости. Пробная партия из 10 экземпляров была подготовлена уже в 1959 году.Однако Laplander со временем прижился не только у военных, но и на гражданке — в основном у лесничих, любителей экстремального отдыха и автоспортсменов: эта машина даже в «Дакаре» побеждала! Благодаря раме лестничного типа, портальным мостам, клиренсу в 380 миллиметров и выносливой системе полного привода, он оказался идеальным вариантом для тех, кто не признаёт асфальт (или вынужден не признавать). Более того, портальные мосты Лапландера оказались настолько удачными, что их по сей день частенько пересаживают даже на отечественные УАЗы. У шведского вездехода был и наследник (в лице Volvo С303) и даже австрийский собрат, о котором речь пойдёт дальше.
Steyr-Daimler-Puch Pinzgauer
Как и его шведский брат, Пинцгауэр был рождён по заказу армии – в данном случае швейцарской. И, как и Laplander, этот автомобиль обладает настолько выдающимися внедорожными характеристиками, что его частенько разбирают на запчасти, дабы улучшить проходимость более приближённых к гражданке моделей. Но в чём Pinzgauer и Laplander принципиально отличаются, так это в продолжительности жизни: если Volvo перестали выпускать в 1981 году, то Pinzgauer собирают до сих пор!Этот вездеход может быть как четырёх-, так и шестиколёсным. Что всегда будет неизменным, так это наличие полного привода, хребтовой рамы (в которой узлы силовой установки являются частью рамы — это повышает жёсткость всей конструкции на кручение), схемы transaxle (для лучшей развесовки) и 335 миллиметров дорожного просвета. Pinzgauer может преодолевать броды глубиной до 70 сантиметров и крутые горы: углы въезда на гору и съезда с нее равны 38 и 45 градусам соответственно.
Land Rover 101 Forward Control
К слову, Пинцгауэр в своё время вытеснил из рядов британской армии другой выдающийся вездеход — Land Rover 101 Forward Control. Об этой машине вспоминают нечасто, что, как нам кажется, не совсем справедливо. Ведь она, помимо военной службы, успела стать звездой киноэкранов: помните футуристичные грузовики в фильме «Судья Дредд»? Так вот, они были построены именно на базе Forward Control.До того, как подать в отставку и стать актёром, 101 Forward Control использовался в качестве буксира для артиллерийского орудия L118, а также для перевозки боеприпасов. Своё необычное имя он получил благодаря смещённой вперёд кабине, в которой водитель находится практически над передней осью. Такая себе британская Шишига, в общем. Кстати, о Шишиге…
ГАЗ-66
Можно сколько угодно критиковать Шишигу за ужасную эргономику рабочего места водителя, но в чём советскому вездеходу не откажешь, так это в проходимости. ГАЗ-66 — это автомат Калашникова для бездорожья: простой, надёжный и эффективный. Именно поэтому вооружённые силы до сих пор эксплуатируют эту машину, хотя её производство было прекращено более 20 лет назад: Шишига выпускалась с 1964 по 1999 год.На благо проходимости тут служат система полного привода, кулачковые дифференциалы повышенного трения, система подкачки колёс, почти идеальная развесовка и 315 миллиметров дорожного просвета в самой низкой точке. Для облегчения маневрирования на низких скоростях предусмотрен гидроусилитель. В российской версии Top Gear ведущие пытались уничтожить Шишигу — по аналогии с пикапом Toyota Hilux в британском варианте, но у команды испытателей ничего не вышло.
Toyota Land Cruiser 70
«В тихом омуте черти водятся» — это как раз про Land Cruiser 70. На первый взгляд, в машине нет ничего примечательного: мосты спереди и сзади, подключаемый полный привод, двуступенчатая раздатка, блокировки межколёсных дифференциалов, рамная конструкция — похожих машин на рынке немало. Тем не менее, именно Land Cruiser 70 оказался настолько технически совершенным и продуманным, что его без значительных изменений выпускают более 30 лет — с 1984 года и по сей день!Составляющими успеха Land Cruiser, помимо надёжной трансмиссии, являются силовые агрегаты, в число которых входит рядная дизельная «шестёрка» 1HZ — этот мотор из привилегированного клуба «миллионников». Сейчас 70-ми Крузаками пользуются полиция и «скорая помощь» Австралии и стран Ближнего Востока, а также миротворцы ООН. Ну и любители триалов, конечно же.
Hummer H1
На этом моменте должна заиграть главная тема мультфильма «Отряд Америка». Военный Humvee и его гражданский вариант Hummer H1 неоднократно демонстрировали свои выдающиеся возможности на бездорожье, причём как в мирных условиях, так и в ходе военных операций. Немудрено — ведь в этой машине всё подчинено тому, чтобы она оставалась неуязвимой как можно дольше.Лонжеронная рама, система подкачки колёс, колёсные редукторы, отнесённые к центру кузова тормозные механизмы, неубиваемая автоматическая коробка передач GM 4L80e, минимальные свесы и низкий центр тяжести — это лишь несколько самых базовых особенностей, которые сделали Хаммеру имя. Увы, гражданская версия автомобиля не пользовалась большой популярностью, будучи излишне громоздкой, прожорливой и тесной в салоне, поэтому её век оказался недолгим. Но для армии Humvee выпускаются до сих пор — уже 36 лет.
Mercedes-Benz G 500 4x4²
Если до этого речь шла исключительно об утилитарных автомобилях, на которых можно подъехать к казино в Монако только в случае военного положения или вооружённого налёта, то в случае G 500 «в квадрате» контекст совсем другой. Будучи более чем незаурядным внедорожником, он смог остаться достаточно гламурным, чтобы уместно смотреться в городском потоке. Но только «уместно» — неприметным он не будет нигде и никогда.G 500 4x4² представляет собой более доступную версию эксклюзивного пикапа G 63 AMG 6x6. У G500 меньше колёс, меньше лошадиных сил и ньютон-метров, но во всём остальном он ничем не уступает своему собрату: у него тоже портальные мосты, блокировки всех трёх дифференциалов, двойные амортизаторы по кругу и дорожный просвет в 450 миллиметров! Интересно, появится ли что-то подобное на базе нового Гелендевагена?
Авторос Шаман
Слава Шамана уже вышла далеко за пределы России: отечественным вездеходом-амфибией восхищаются и в Великобритании, и в США, и в Канаде. Всё потому, что этот автомобиль одинаково уверенно себя чувствует как на твёрдой поверхности, так и на воде.6,3-метровая махина имеет привод на все 8 колёс, которые на воде могут использоваться в качестве движителей. Кроме них, дополнительную тягу на воде обеспечивает отдельный гребной винт. У Шамана независимая подвеска всех колёс и шины сверхнизкого давления, поэтому амфибия может проехать практически везде. А благодаря тому, что все 8 колёс являются управляемыми, Шаман получился очень маневренным, что полезно на бездорожье.