Найти в Дзене
Слева наПраво

Новое в законопроекте об отобрании детей

Оглавление

В июле месяце мы писали о внесении в ГосДуму законопроекта о новом порядке отобрания детей из семей.

По этому законопроекту есть продвижение. Сейчас идёт его доработка, но то, что он будет принят, уже не вызывает сомнений.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)
Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

На сегодняшний день на законопроект дали заключения Правовое управление и Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, который является соисполнителем по законопроекту.

Позиция Правового управления

Управление указало, что согласно предлагаемым положениям ГПК РФ и Семейного кодекса РФ решение суда является основанием для отобрания ребенка у родителей судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, органа внутренних дел и прокурора.

Но, как отмечено Управлением, в Законе «Об исполнительном производстве» #отобрание ребенка и его передача осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается #ребенок. При необходимости судебный пристав-исполнитель привлекает к участию представителя ОВД, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

На основании этого, Правовое управление считает, что необходимо в законопроекте до конца согласовать перечень лиц, участвующих в исполнении решения суда об отобрании ребенка.

Кроме этого Управлением отмечено, что в предлагаемых изменениях в ГПК РФ и Закон «О полиции» говорится об отобрании ребенка «у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится». В новой редакции статьи 77 СК РФ упомянуты и усыновители.

Правовое управление предлагает использовать единую формулировку в отношении лиц, у которых отбирается ребенок.

Позиция Комитета по вопросам семьи, женщин и детей

Комитет дал подробный отзыв и указал, что поддерживает концепцию указанного законопроекта и отметил следующее.

Согласно статистическим сведениям Минпросвещения России «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в разделе 5 «Защита детей в возрасте до 18 лет и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей» численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей составляет:

  • за 2017 год - 1990, из них 362 ребенка возвращено родителям после проведения социально-реабилитационных мероприятий;
  • за 2018 год – 2098 детей отобрано по тем же основаниям, из них 342 возвращено родителям;
  • 2019 году - 1959 отобрано детей по тем же основаниям, из них только 295 детей возвращено родителям.

Анализируя данные Минпросвещения РФ, Комитет делает вывод о том, ежегодно отбираю детей примерно одинаковое число. Из них процент возврата тем же родителям крайне мал.

Помимо Минпросвещения РФ, такого рода статистические данные ведет и ГИАЦ МВД России. Так в разделе «Сведений о результатах работы территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» зафиксировано число детей, изъятых из семей в соответствии со статьей 77 СК РФ (по инициативе органов внутренних дел):

  • в 2017 году - 2818,
  • в 2018 году – 3001,
  • в 2019 году – 3060.

Число родителей, в отношении которых принято решение об отобрании детей в соответствии со статьей 77 СК РФ (по инициативе органов внутренних дел):

  • в 2017 году – 1717,
  • в 2018 году – 1739,
  • в 2019 году - 1789.

Несмотря на то, что разница небольшая, все-таки небольшой прирост наблюдается и в статистике по таким случаям и у органов внутренних дел.

Комитет делает вывод, что внесение изменений новых положений об отобрании детей будет способствовать развитию в национальном законодательстве принципов, заложенных в статье 9 Конвенции о правах ребенка.

Это статья закрепляет, что  государство обеспечивает, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
Также эта статья закрепляет, что Государство уважает #право ребенка , который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал ГосДуме принять новые положения об отобрании ребенка.

Надеемся, что практическая реализация новых положений в будущем будет соответствовать Конвенции и защищать права ребенка, а не использоваться в качестве манипуляций и давления на граждан.

Что вы думаете по этому законопроекту?! Делитесь комментариями.

Если понравилась статья, поставьте лайк. Это поможет продвижению статьи и канала!

Подписывайтесь на наш канал и на наши соцсети (ссылки в шапке профиля).