Онлайн-бизнес - это главным образом цифровые продукты и информация, доступ к которой продаётся как услуга. Онлайн-школа даёт знания, которые нельзя "вернуть обратно": вынуть из своей головы и сделать возврат, даже если вас эта информация не устроила...
Тем не менее, очень часто клиенты ждут, что полученная информация изменит их реальность без их непосредственного участия. И, если этого не случилось, начинают обвинять в отсутствии у себя результатов тех, у кого они приобрели инфопродукт.
Для всех, кто хочет выстроить правильные отношения с клиентами в инфобизнесе, эта статья.
Часто ли ваши клиенты (ученики, заказчики, резиденты, курсанты…) покупают онлайн-курс и не проходят его до конца? Проблема в мотивации? В том, что не подошёл продукт? Или в том, что они не ожидали, что результаты будут только при их личном непосредственном участии? К сожалению, даже взрослые люди нередко не хотят брать на себя ответственность за собственные результаты.
Тем не менее, в ваших руках возможность защититься от таких вот «пассажиров», которые хотят, чтобы вы лично «довезли» их до точки «Б». Хотя вы — всего лишь проводник, указывающий дорогу путникам…
Верное средство в этой ситуации — юридическая оговорка с отказом от гарантий. По-английски она называется disclaimer (дисклеймер), и именно в этой оговорке вы указываете пределы ответственности и гарантий, которые принимаете на себя.
Важно! Дисклеймер, который вы внедряете в свой онлайн-проект, должен быть принят клиентом! Если вы написали на своём сайте фразу по типу «Мы отказываемся от гарантий и все результаты клиентов зависят только от их действий», — это не доказательство того, что ваши клиенты согласны с таким раскладом и принимают его. Ваши клиенты смогут акцептовать все условия вашего договора, либо подписав его лично на бумаге, либо проставив соответствующую «галочку», которая в данном случае будет выступать аналогом собственноручной подписи.
И ещё один момент. Есть сферы, в которых никак нельзя без дисклеймеров. К примеру, онлайн-школы по инвестированию. Те, с кем мне довелось сотрудничать, везде где только можно (помимо договора публичной оферты — на продающих сайтах, в презентациях вебинаров, даже в собственных постах — когда рассказывают свои кейсы), причём крупными буквами пишут «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ!»
Актуален вопрос отказа от ответственности и для ниш, связанных с похудением и психологией, заработком и удалёнными профессиями, и даже для актёрского мастерства и садоводства-огородничества. А вот если вы забыли разместить дисклеймер (причём сделать это правильно), то будьте готовы: именно с вас будет спрос в случае, если у ваших клиентов что-то не получится.
Позаботьтесь о юридической упаковке вашего проекта заранее, внедрите правильный дисклеймер, и это сэкономит вам не одну сотню тысяч на возвратах недовольным клиентам. Ведь многие из них действительно ждут чуда))) Ну, или просто не привыкли брать на себя ответственность за свою жизнь!