Найти в Дзене

Драгоценное кино: роли для украшений и украшения в ролях

Важные роли, которые украшения сыграли в кино.
Украшение в кадре – это не просто деталь. Это часть образа. Это составляющая сюжета. Это метафора. Без некоторых перстней, колец, брошей, ожерелий, браслетов, кулонов не было бы и некоторых фильмов.

Украшение в кадре – это не просто деталь. Это часть образа. Это составляющая сюжета. Это метафора. Без некоторых перстней, колец, брошей, ожерелий, браслетов, кулонов не было бы и некоторых фильмов.

Первый фильм, который приходит на память, это, конечно, «Ларец Марии Медичи». В детстве завораживали эти огромные красивые драгоценные камни, которые на древней карте с пересеченными лучами указывали место клада. Легендарная оборона Монсегюра, альбигойцы, клятвы, талисманы, хранители ларца, исчезнувшие сокровища… И гипнотический перстень на пальце у изысканно одетой Клары Лучко. Перстень с тайником. В нём яд горя, который выдохся от времени. Какая точная метафора.

Чтобы далеко не уходить от предыдущего поста про фильм Хичкока – бриллиантовый браслет в стиле ар-деко журналистки и писательницы Кони Портер в его картине "Спасательная шлюпка". Бриллианты, которые как огненная стена, каждый раз встают между ней и персонажем из народа, коммунистом Джоном Коваком. Браслет, которые она не снимает 15 лет и который она жертвует для рыбной ловли: «Я разбираюсь в наживках – сама на него клюнула»

Опять Хичкок и его фильм «Головокружение». Кулон на шее главной героини (её играет Ким Новак) идентичен кулону на старом портрете в художественном музее. Наваждение, мистификация, любовь, преступление, психология, травмы, тайны – такой маленький кулон, такой грандиозный фильм.

В фильме «Гамлет» Иннокентий Смоктуновский носил большой кулон-локет. В нём он хранил фотографию своего отца, Михаила Смоктуновича, судьба которого была трагична: он был раскулачен, сослан, семья лишилась всего, голодала. А потом он погиб на войне в 1942 году. Этот кулон с фотографией отца стал точкой отсчета при создании образа Гамлета. Гамлета Смоктуновского.

Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета, Эльза Радзиня в роли королевы Гертруды, кадр из фильма «Гамлет», реж.Григорий Козинцев, 1964
Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета, Эльза Радзиня в роли королевы Гертруды, кадр из фильма «Гамлет», реж.Григорий Козинцев, 1964

Фильм «Зеркало» Андрея Тарковского. Эпизод, когда во время войны героиня Маргариты Тереховой приносит деревенской молодухе на продажу свои украшения. Потрясающий эпизод – как держит она себя, как ведет себя зажиточная дама, которая купила серьги с бирюзой и кольцо («А они идут мне, как вы думаете? Вот только кольцо, оно не грубит меня, нет?»). Кто когда-нибудь был вынужден продавать свои вещи, тому тут всё знакомо.

Лариса Тарковская в роли Надежды Петровны, кадр из фильма «Зеркало», реж. Андрей Тарковский, 1974
Лариса Тарковская в роли Надежды Петровны, кадр из фильма «Зеркало», реж. Андрей Тарковский, 1974

Вся жизнь, все беды, войны, потери, вся история страны продета в кольцо, как продевают ценный платок – ценный, как сама жизнь. Даже не кольцо, а перстень с алмазом. И, кстати, тема - что можно получить в наследство вместе с бабушкиным украшением. Могут быть шокирующие сюрпризы... Пронзительный фильм Инессы Селезневой «Анна Петровна» с Ларисой Гузеевой в роли героини в молодости и с Еленой Юнгер – в старости.

"Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир" - цитата из Талмуда и надпись на самодельном кольце, которое спасенные Оскаром Шиндлером польские евреи подарили ему на прощание, сделав его накануне из своих зубных коронок. Самое важное кольцо в истории кино - да и не только кино - в фильме Стивена Спилберга "Список Шиндлера". Черно-белое золотое кольцо в самом дорогом на тот момент черно-белом фильме в истории кино. На весь свой гонорар от проката фильма Спилберг основал фонд "Шоа" для сохранения памяти о Катастрофе. Благодаря этому фонду Павел Чухрай смог снять документальный фильм "Дети из бездны. Прерванное молчание" о судьбе еврейских детей во время Холокоста.

Трагическая история Варшавского восстания - и путь героя, которому девушка подарила свой перстенек с польским орлом. Что станет с героем, что станет с перстнем - что станет со всей историей, что станет со страной. Первая роль Рафала Круликовского в фильме Анджея Вайды "Перстенёк с орлом в короне".

Еще один польский перстенёк в венгерском фильме. Перстень с Варшавской сиреной - символом польской столицы - с руки подпольщика Яна Петковского из Варшавы. А дальше война, нацисты, разведчики, шпионы, предатели, Будапешт тогда, Будапешт сейчас... Именно перстню и закольцевать всю историю. Фильм "Перстень с русалкой" по роману Андраша Беркеши "Перстень с печаткой".

Героиню фильма «Гадюка» Ольгу Зотову комиссары награждают именным наганом и золотой брошью – стрела и сердце, но с оговоркой: сердце как буржуазную эмблему убрать, а стрелу прикрепить к ручке нагана. Жесткий символ – про убранное сердце. И про гражданскую войну, которая для нее так и не закончилась. А если внимательно посмотреть на брошку, можно разглядеть, что это модное в свое время викторианское украшение с сердцем-локетом и, возможно, рубином посередине, то есть сердце в этой брошке - самая весомая и ценная составляющая. Комиссары дорогой подарок дали и тут же большую часть его сразу и отобрали - но, разумеется, исключительно по идейным соображениям... Само собой... Да и сама брошка - откуда она у комиссара, сколько на ней крови? Не зря же её прикрепляют к тому нагану, который еще раз выстрелит...

кадр из фильма «Гадюка», реж. Виктор Ивченко, 1965
кадр из фильма «Гадюка», реж. Виктор Ивченко, 1965

Марлен Дитрих теряет свою брошку – серебряный трилистник с четырьмя лепестками. Герой Жана Габена брошку находит, оговаривая, что серебряные украшения не приносят счастья. Так начинается история любви героев в фильме «Мартен Руманьяк» Жоржа Лакомба. Это был единственный фильм, где Габен и Дитрих снялись вместе – а сюжет был навеян взаимоотношениями самих актеров.

В фильме «Северная звезда», снятом по роману Жоржа Сименона, герой Филиппа Нуаре носит при себе перстень с рубином – память о своей покровительнице, певице Ясмине, которую он боготворил и у которой работал, когда жил в Египте. Какую-то тайну хранит это кольцо: не всё так просто с тем, кто его носит. В этом фильме свою последнюю роль сыграла Симона Синьоре.

Фильм «Мужские разборки» режиссера Жюля Дассена – грандиозная лента об ограблении ювелирного магазина, снятая за копейки и вошедшая в золотой фонд мирового кино. Там будет фигурировать перстень, о роли которого нельзя рассказать так, чтобы не выдать всю интригу. Какая всё-таки потрясающе талантливая семья: режиссер и актер Жюль Дассен был отцом певца Джо Дассена.

С ограбления ювелирного магазин начинается и польский фильм «Ва-банк» - потом ювелирный ход поможет героям создать совершенный план мести. Пани Наталья попросила расстегнуть ожерелье, а застёжку заклинило. Фокус не в том, чтобы наказать негодяя, а в том, чтобы сделать это элегантно и блестяще. То, что продела пан Квинто с друзьями - действительно "ювелирная" работа.

В ювелирном магазине перед Рождеством может перевернуться вся жизнь - не зря же так тянул время Роуэн Аткинсон, заворачивая покупку - он тут действовал, как рождественский ангел, и еще бы чуть-чуть... Герой Алана Рикмана покупает золотое колье с сердечком стоимостью 270 фунтов - хотя нет, ведь оно обойдется гораздо дороже. О каком фильме речь? Конечно, это "Реальная любовь".

кадр из фильма "реальная любовь", реж. Ричард Кертис, 2003
кадр из фильма "реальная любовь", реж. Ричард Кертис, 2003

Не бывает безвыходных положений на английских свадьбах, даже если свидетель забывает принести на свадьбу кольца. Священник вздрогнул, женил вздрогнул, невеста опешила, но все счастливы, потому что всегда найдется одетая не по протоколу гостья, которая любит странные украшения. "Четыре свадьбы и одни похороны" - спасибо, Скарлетт:)

кадр из фильма "Четыре свадьбы и одни похороны", реж. Майкл Ньюэлл, 1994
кадр из фильма "Четыре свадьбы и одни похороны", реж. Майкл Ньюэлл, 1994

Еще про обручальные кольца, заодно возвращаясь к Хичкоку. В фильме "Окно во двор", где всё сказано и про кино, и про мужчин, и про женщин, и вообще про всё на свете, есть момент, когда найдена решающая улика. И этот же кадр обнаруживает одержимое стремление героини Грейс Келли выйти замуж - это как раз то, чего боится герой Джеймса Стюарта. Взгляд Альфреда Хичкока на людей всегда подобен рентгеновскому аппарату.

кадр из фильма "Окно во двор", реж. Альфред Хичкок, 1954
кадр из фильма "Окно во двор", реж. Альфред Хичкок, 1954

Разумеется, больше всего украшений в детективах. Особенно их любил режиссер Евгений Татарский. «Приключения принца Флоризеля» - огромный алмаз в бархатной коробочке, который берет всех в плен, от богослова до зрителей…

В архивах и милицейских сводках это украшение называется Колье Шарлотты - по сюжету очень старинное и давно исчезнувшее. От самого колье, конечно, ждешь большего, но зато фильм можно пересматривать бесконечно, особенно эпизод с подпольным ювелиром Ройзманом в исполнении легенды Ленинграда Алексея Рессера.

кадр из фильма «Колье Шарлотты», реж. Евгений Татарский, 1984
кадр из фильма «Колье Шарлотты», реж. Евгений Татарский, 1984

И, разумеется, фильм «Золотая мина». Один из лучших советских кинодетективов. Сценарий Артура Макарова. В ролях Олег Даль, Евгений Киндинов, Игорь Дмитриев – и украшения. Бидон с украшениями. И еще кулон якобы самого Фаберже, и гранатовый браслет, который чуть было всё не испортил.

Необычный советский детектив «Кража», который снял Александр Гордон. Украдена-найдена-украдена бесценная панагия. Следователь носит черные очки как стиляга. Хозяин квартиры носит на лацкане брошь, а на шее бусы. Странную полубогемную-полукриминальную тусовку изображает московский бомонд тех лет, среди которых можно заметить Вагрича Бахчаняна. А полковника милиции играет режиссер Владимир Наумов. В главных ролях - Олег Борисов, Ирина Азер, Эдуард Марцевич. Это действительно хороший, нестандартный фильм с заметный уклоном в нуар.

Кадры из фильма «Кража» реж.Александр Гордон, 1970
Кадры из фильма «Кража» реж.Александр Гордон, 1970

В фильме "Отсчет убийств" Барбета Шредера два недоумка, вообразившие себя Раскольниковыми, даже и не догадываются, какая мелочь окажется непродуманной в их тщательно составленном плане. Они считали себя очень свободными людьми, кольцо на большом пальце - как символ этой свободы, а оно скорее выглядело как окольцованность собственными понтами и как предсказание будущих наручников. Кольцо в клеточку - как тюремная решетка. Магия деталей.

кадр из фильма "Отсчет убийств, реж. Барбет Шрёдер, 2002
кадр из фильма "Отсчет убийств, реж. Барбет Шрёдер, 2002

И не носите дорогих брошек в дом, где вспоминают убитого директора швейной фабрики - мало ли что кому может напомнить украшение, и неизвестно, за какие нити можно потянуть в расследовании криминальной истории. Брошка "Рыбка", которая стоила то ли пять тысяч советских рублей, то ли десять - а обошлась еще дороже. "Разорванный круг" - герметичный детектив Вениамина Дормана в духе произведений Агаты Кристи, но только из жизни перестроечных цеховиков.

Легче представить себе Пуаро без Гастингса, чем Пуаро без портбукета. Это маленькая серебряная брошь в виде амфоры на лацкане, в которую вставляется цветок. Когда-то это украшение подарила Пуаро одна дама… История давняя, но незаживающая. Изумительная деталь в образе лучшего Пуаро всех времен и народов, созданного Дэвидом Суше.

Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро, кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи»
Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро, кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи»

Экранизация и детектив в одном фильме – «Сокровища Агры». Братья Шолто посылали девушке каждый год по одной жемчужине из чёток, которые оставил им их отец, велев позаботится о сироте: «Чтобы хоть как-то избавить вас от нужды, мисс Морстон». За десять лет набралась целая горсть – и еще больше набралось тайн. Интересно, что только этот жемчуг и останется от всех несметных сокровищ - возможно, потому, что он единственный был употреблен на благое дело. Добро "очистило" жемчуг и он принес девушке даже личное счастье, а вот остальные проклятые ценности обернулись для их обладателей бедой и смертью.

Василий Ливанов в роли Шерлока Холмса рассматривает жемчуг наследницы сокровищ Агры, кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры»,  реж. Игорь Масленников, 1983.
Василий Ливанов в роли Шерлока Холмса рассматривает жемчуг наследницы сокровищ Агры, кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры», реж. Игорь Масленников, 1983.

Фильм "Человек-амфибия". Жемчужное ожерелье Гуттиэре падает в море, Ихтиандр, побродив среди кораллов, находит его, возвращает, короче говоря, спасение драгоценностей – хороший повод познакомиться. Особенно тех драгоценностей, что пойдут в ломбард для оплаты долгов журналиста Ольсена – тут уж вдвойне благодарность герою Владимира Коренева. Особенно от тех зрителей, которые знают, какой последний шанс эти ломбарды. Ольсен говорит, что выкупит ожерелье через месяц. Дай-то бог.

На жемчужные бусы, которые, по словам ювелира, создавались четыре с половиной года, подвешен сюжет фильма «Желание» с Марлен Дитрих и Гэри Купером. Авантюрный легкий фильм: встречаются однажды авантюристка и недотепа, а потом оказывается, что и она не такая плохая, да и он не промах. Те жемчужные бусы – они действительно стоили всех приключений.

Марлен Дитрих в роли Мадлен де Бюпре, кадр из фильма «Желание», реж.Фрэнк Борзейги, 1936
Марлен Дитрих в роли Мадлен де Бюпре, кадр из фильма «Желание», реж.Фрэнк Борзейги, 1936

Жемчужный чокер и чокер с каменьями – важные детали в «Объявленном убийстве» (1985) - в том сериале, где мисс Марпл играет Джоан Хиксон. Отличный самостоятельный фильм. Урсула Хауэллс, зловещая и практичная, которая никогда не снимает ожерелье. Приверженность какому-то одному украшению – деталь, на которую всегда стоит обращать внимание, особенно если это детектив.

Конечно, без броши-браслета из экранизации «Идеального мужа» не обойтись. Украшение-соблазн, украшение-ловушка. Какой вариант выбрать, наш или импортный – пьесу экранизировали несколько раз. Но в советской экранизации настолько умопомрачительны наряды Людмилы Гурченко, которая создала знаменитая художница по костюмам Ганна Ганевская, что от фильма невозможно оторваться. Брошь как змейка - хитроумность механизма трудно себе представить. Но в викторианскую эпоху любили такие замысловатые безделушки.

Кстати, о змейках. Золотой браслет в виде змейки с одним изумрудным глазком – кто не вспомнит, что он был в сериале «Место встречи изменить нельзя». Змейка дорого обошлась преступникам, а украшение действительно должно было быть старинным, и похоже, что действительно было чьим-то наследством, как и врала Манька Облигация. Вряд ли это советское украшение - змеи в ювелирном искусстве были любимы в эпоху модерна.

Владимир Высоцкий в роли Жеглова и Лариса Удовиченко в роли Маньки, кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», реж.Станислав Говорухин, 1979
Владимир Высоцкий в роли Жеглова и Лариса Удовиченко в роли Маньки, кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», реж.Станислав Говорухин, 1979

Антикварные серьги, как бес, попутали правильных жену и дочку засекреченного ученого в фильме «Конец операции «Резидент». Попавшая в лапы импортных шпионов героиня Ирины Розановой продает сережки подруге, коготок увяз, и вся птичка пропадает под аккомпанемент зловещих слов старика-предателя: «Подарки не возвращают, за них расплачиваются».

Советский журналист в исполнении Аристарха Ливанова в опасной командировке в Афганистане покупает серебряные сережки. Неважно, кому он их покупает, важно то, сможет ли он их отдать. Прототипом героя фильма "Человек, который брал интервью" является знаменитый международник Александр Каверзнев.

Немного отмотать назад, к началу советской власти – и будет и предательство, и басмачи, и загадочное слово «тамга», которое завораживало в советских кинотеатрах на просмотре фильма «Телохранитель» с Александром Кайдановским, Анатолием Солоницыным и художником Шавкатом Абдусаламовым в главных ролях. Отличный истерн мастера узбекского и советского кино Али Хамраева.

кадр из фильма «Телохранитель», реж.Али Хамраев,1979
кадр из фильма «Телохранитель», реж.Али Хамраев,1979

Бесценный знак власти - тамга - появилась и в постсоветском кинематографе: в фильме казахского режиссера Абая Карпыкова «Тот, кто нежнее». Будут там и тамга, и рубин, и приключения, и совсем молодая Ксения Качалина, и немного сказки.

Кадр из фильма «Тот, кто нежнее», реж. Абай Карпыков, 1996
Кадр из фильма «Тот, кто нежнее», реж. Абай Карпыков, 1996

А много сказки было в детском фильме «Кольца Альманзора». Оловянные кольца дают человеку то, чего ему не хватает. Но надо выбрать кольцо самостоятельно. Одной сестре кольцо золотое, другой – оловянное: кто же выбрал себе счастье?

кадр из фильма «Кольца Альманзора», реж. Игорь Вознесенский, 1977
кадр из фильма «Кольца Альманзора», реж. Игорь Вознесенский, 1977

А кто выберет себе вечность? Жемчужная сережка с картины Вермеера навеяла целый фильм с Колином Фертом и Скарлетт Йоханссон. Тонкий, красивый фильм об истории создания шедевра. А момент, когда Вермеер прокалывает ухо… Кинокартина получилась вполне под стать картине из Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге.

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой», реж.Питер Веббер, 2003.  Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой», ок.1665, Маурицхёйс, Гаага
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой», реж.Питер Веббер, 2003. Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой», ок.1665, Маурицхёйс, Гаага

Музеи так музеи. Прямиком из музея в замке Хивер с портрета Анны Болейн знаковое ожерелье с подвеской в виде королевского инициала «В» переместилось в фильм «Еще одна из рода Болейн».

Натали Портман в роли Анны Болейн (кадр из фильма «Еще одна из рода Болейн», реж. Джастин Чадуик, 2008) Неизвестный художник. Портрет Анны Болейн. 1534 г. Замок Хивер, Кент.
Натали Портман в роли Анны Болейн (кадр из фильма «Еще одна из рода Болейн», реж. Джастин Чадуик, 2008) Неизвестный художник. Портрет Анны Болейн. 1534 г. Замок Хивер, Кент.

Если речь заходит об Анне Болейн, то разговор будет и о её дочери, королеве Елизавете. Кольцо, которое носила Елизавета, есть во всех биографических фильмах, например, в сериале «Королева-девственница». В финале фильма раскрывается секрет самого главного королевского перстня – чей портрет в локете? Вообще-то вариант только один. И когда медальон откроют, это станет восклицательным знаком в конце всего сериала.

Королевские драгоценности – как без них в кино. Подвески королевы – притча во языцех. Экранизаций «Трёх мушкетеров» много, но первой вспоминается та, что первой и была увидена – наша, советская, для которой режиссер Юнгвальд-Хилькевич, по первом образованию художник, сам мастерил бантик с каменьями из ничего: бюджет фильма был маленький, режиссер за материалами ходил за барахолку, а потом всё приклеивал-припаивал - всё получилось быстро, красиво и недорого. В те времена украшение впечатляло, хотя и не выглядело так, как точная копия настоящих подвесок. Но это тот случай, когда фантазия лучше достоверности.

Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978
Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978

Связка жемчужных бус, которую повесили на актера Алексей Кузнецова, не была перебором – именно так жемчуг носил настоящий Бекингем. Явно его девиз был «жемчуга много не бывает. К тому же его можно было непрочно закреплять на одежде, при ходьбе жемчужины сыпались с костюма драгоценным дождем, а придворные их подбирали - это был один из способов герцога быстро снискать симпатии при чужом дворе.

Пауль ван Сомер, Джордж Вильерс, 1-й герцог Бекингемский, после 1622,  Музей изобразительного искусства, Хьюстон; Алексей Кузнецов в роли Бекингема, кадр фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978; Мишель ван Миривельт, Портрет Джорджа Вильерса, 1-го герцога Бекингемского, 1625, Художественная галерея Южной Австралии
Пауль ван Сомер, Джордж Вильерс, 1-й герцог Бекингемский, после 1622, Музей изобразительного искусства, Хьюстон; Алексей Кузнецов в роли Бекингема, кадр фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978; Мишель ван Миривельт, Портрет Джорджа Вильерса, 1-го герцога Бекингемского, 1625, Художественная галерея Южной Австралии

Еще одни подвески будут побрякивать в экранизации пьесы Эжена Скриба «Стакан воды» - это бриллиантовые наконечники к аксельбантам. Украшение, которое аноним дарит юному офицеру Артуру Мэшему – а кто именно дарит, и что там вообще происходит, в тумане дворцовых интриг? Подвески весьма запоминающиеся, как и наряды герцогини Мальборо в исполнении Аллы Демидовой.

Любовь, любовь... Немолодой и небогатый ювелир, которого играет Донатас Банионис, дарит своей любимой женщине цепочку с кулончиком-сердечком: "На счастье". Первая её реакция: "Это очень дорого?" Конечно, дорого - но не цепочка, а то, что герой, который хочет на ней женится, ставит всю Москву на уши, чтобы купить подарок её маленькому сыну. Фильм "Детский мир" - фильм про настоящую драгоценность.

Опять классика - без «Гранатового браслета» список не полный. Гранат красный, как капельки крови на руке красавицы Ариадны Шенгелая, гранат зеленый, как несбывшаяся мечта. Такое изящное украшение, такая горькая тема.

Очередное украшение из экранизаций классики – брошь, при помощи которой мать Ларисы Огудаловой в «Жестоком романсе» вытягивает деньги из купца Кнурова. Эта изящная сверкающая брошка – как метафора самой Ларисы, которая в руках своей матери – ценный товар, приносящий некую прибыль. «500 рублей она стоит. – Если бы! Все 700»

Брошку можно рассмотреть в эпизоде, когда покупкой хвастается купец Вожеватов – эта сцена зеркальна той, что произойдет на пароходе, когда Кнуров и Вожеватов будут договариваться о судьбе Ларисы.

Классика советской комедии. Огромный драгоценный перстень был у Шефа в «Бриллиантовой руке». Уж сверкал-то, сверкал… Фильм Леонида Гайдая про заваруху вокруг контрабандных сокровищ. «Что у тебя там? - Золото-брильянты». Действительно, фильм богато украшен бриллиантами – любимыми актерами: один другого драгоценнее.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», реж.Леонид Гайдай, 1968
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», реж.Леонид Гайдай, 1968

Еще в одном фильме Гайдая недолго сверкала драгоценность шведского посла, клянчившего Кемску волость. Был рыцарский орден – и нет ордена. «Иван Васильевич меняет профессию» - кто ж не помнит, как посла авторучкой отвлекали. Украшение посла действительно было очень эффектным, не смог удержаться Жорж Милославский.

Раз речь о фантастике, то можно вспомнить и картину «Петля Ориона»: инопланетяне дарят астронавтам серебряную цепочку с шариками, сделанную в 18 веке до нашей эры и цепочку с диском-подвеской, а на диске том грифон и планеты солнечной системы – 10 штук, одна вроде бы лишняя. Вроде бы. Но инопланетянам из космоса виднее.

В польском фильме Марека Пестрака (известного у нас как режиссера фильмов «Дознание пилота Пиркса» и «Заклятие долины змей») все ищут древний перстень, который называется «Слеза Князя тьмы». Ищут оккультисты, нацисты, спецслужбы, бароны, писательницы, полицейские, адвокаты – а время предвоенное, совершенно безумное… Красавец Томаш Стокингер, знакомый по роли молодого графа в «Знахаре», и Василий Лановой в очень зловещей роли.

Василий Лановой в роли барона Преймана, кадр из фильма «Слеза Князя тьмы», реж. Марек Пестрак, 1992
Василий Лановой в роли барона Преймана, кадр из фильма «Слеза Князя тьмы», реж. Марек Пестрак, 1992

Блокбастеру про гигантский Титаник и украшение полагается блокбастерное – кулон «Сердце океана» с камнем, что величиной с небольшой айсберг. Синий цвет бесподобный, это самый магический цвет – но приносит ли он счастье, если присутствует в ювелирном украшении? Богатство – да, но вот… Впрочем, это отдельная тема.

кадр из фильма «Титаник», реж.Джеймс Кэмерон, 1997
кадр из фильма «Титаник», реж.Джеймс Кэмерон, 1997

Какое главное украшение в кино - конечно, это Кольцо Всевластия из трилогии «Властелин колец». Тут уж никто не превзойдет. Пока что оно самое известное и самое всесильное, прямо начиная с позапрошлого века от начала кинематографа и по сию пору.

кадр из фильма "Властелин колец", реж.Питер Джексон, 2003
кадр из фильма "Властелин колец", реж.Питер Джексон, 2003

А закольцовывать этот киносписок будет любимый фильм «Ожерелье для моей любимой» Тенгиза Абуладзе. Азиз принес в подарок волшебный камень, а Бахадур – ожерелье. И то «ожерелье», когда действительно драгоценное, то уж совсем не бриллиантовое, не жемчужное, не яхонтовое.

В конце концов, речь-то во всей статье шла о кино.

кадры из фильма «Ожерелье для моей любимой» , реж. Тенгиз Абуладзе, 1971
кадры из фильма «Ожерелье для моей любимой» , реж. Тенгиз Абуладзе, 1971

И сколько всего вспомнилось фильмов? Всего пятьдесят? Мало. Это даже не сотая часть всех фильмов, где украшения сыграли свою важную роль. Буду вспоминать – буду добавлять.

Продолжение

© Татьяна Довгилевич, 2020
при перепечатке или цитировании ссылка на автора и на канал
Кинотеатр Робинзона обязательна

-53