Цены на нефть растут – бензин дорожает, цены на нефть падают – стоимость бензина продолжает ползти вверх. К этой закономерности уже давно невозможно относиться с иронией. Во время режима ограничений рост цен на горючее немного замедлился из-за падения спроса, но 17 июня на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость АИ-95 достигла абсолютного рекорда – 57 000 рублей за тонну. Для сравнения – в мае она была 49 000 рублей. Такое положение дел беспокоит не только рядовых автовладельцев, но также предпринимателей, чей бизнес связан с грузоперевозками, и руководителей автопарков. Львиная доля их расходов приходится на горючее.
Коммерческий транспорт работает не только на более доступном АИ-92 – большинство фургонов и тягачей оснащены дизельными двигателями, а розничные цены на солярку одни из самых высоких. Разбираемся, почему топливо сейчас дорожает и как предпринимателям оптимизировать расходы на заправку автомобилей.
Что происходит на топливном рынке
Биржевой скачок привел к росту розничных цен. По данным аналитической компании Thomson Reuters Kortes, АИ-95 за период с 15 по 19 июня подорожал по сравнению с предыдущей неделей почти на 0,5% – до 46,28 рубля за литр, а бензин АИ-92 вырос на 0,4 % – до 42,98 рубля за литр. Эксперты говорят, что увеличение цен в период с 15 по 22 июня сопоставимо с ростом за все остальные прошедшие месяцы этого года.
Что касается дизельного топлива, его цена стабильно держалась на отметке в 47,48 рубля с 13 по 22 число. Вероятно, это связано с увеличением объема производства солярки на 1,2 % в сравнении с началом июня прошлого года, и сокращением числа грузоперевозок в стране.
Нынешний рост цен во многом связан со снятием ограничений. Весной, когда ввели режим самоизоляции, спрос резко упал, и производство топлива сократили, а как только он начал восстанавливаться, выяснилось, что быстро вернуться к прежним объемам не получится. Например, в Москве продажи бензина выросли на 20 %, а в среднем по России с 12 мая по 14 июня превысили средние показатели февраля-марта на 5 %. Кроме того, правительство России ввело запрет на импорт бензина до 1 октября, а некоторые небольшие сети АЗС закупали недорогое топливо в Белоруссии.
Из чего складывается цена топлива
В розничной цене литра топлива стоимость сырья занимает лишь 10–15 %. Остальные 85 % – это государственный акциз, расходы предприятий на переработку и транспортировку, а также заранее заложенная прибыль АЗС. Получается, что стоимость горючего практически не зависит от цен на нефть. Это достигается за счет «демпфирующего механизма», который был введен правительством в 2019 году для стабилизации рынка после бензинового кризиса 2018 года.
Работает «демпфер» так – если стоимость сырья высокая, государство выплачивает нефтеперерабатывающим предприятиям компенсации, а при низкой, наоборот, заводы платят в бюджет разницу между российской ценой нефтепродуктов и экспортной.
Почему цены все равно продолжают расти
До недавних пор государство платило нефтяникам, но в марте, когда страны ОПЕК+ не смогли договориться об ограничении добычи сырья, цены на нефть рухнули. Согласно исследованию агентства Argus, только за апрель нефтеперерабатывающим компаниям предстояло пополнить госбюджет на 80 млрд рублей. В итоге «демпфер», который был призван сглаживать цены, начал приносить отрасли большие убытки, что повлекло за собой рост оптовых цен.
Рекордная цена топлива на товарно-сырьевой бирже привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Ее представители заявили, что не исключают возможность сговора некоторых игроков рынка, и пообещали разобраться с причинами.
Несмотря на рост продаж, розничные цены продолжают подниматься вслед за оптовыми, и это связано не только со скачком стоимости топлива на бирже. Сети АЗС, особенно небольшие, еще не скоро оправятся после падения спроса, так как во время ограничений им нужно было платить зарплату сотрудникам, аренду и налоги. Многие из них работали в убыток, и сейчас им необходимо компенсировать свои издержки.
Как предпринимателям сократить расходы на горючее
Самый простой способ – сравнивать цены разных поставщиков в поиске самого выгодного предложения. Правда, далеко не у каждого руководителя найдется на это время. Проще завести топливную карту крупной сети АЗС, но получить от нее ощутимую выгоду непросто: у одних – слишком запутанные бонусные программы, у других – хорошие скидки, но мало заправок в регионе, третьи могут брать плату за обслуживание своих карт. Это может быть сумма от 20 до 500 рублей в месяц или процент от оборота потребления, как правило, от 1 % до 3 %.
Разумный вариант – заказать единую топливную карту «Вездеход Online». Ее принимают на 13 000 АЗС по всей стране, включая и крупные сети, и небольших региональных поставщиков. С универсальной картой не придется выбирать маршрут с учетом присутствия определенных заправок в регионе, а ее использование может снизить расходы на топливо на 30 %.
Как единая топливная карта помогает экономить деньги
20 % за счет возврата НДС. В личном кабинете «Вездеход Online» есть доступ к полному пакету отчетных документов для налоговой. Он формируется каждое 5 число и дублируется на электронную почту, а оригиналы при необходимости доставляют в ваш офис курьером или обычной почтой. Бухгалтеру остается только подать заявление в налоговую о возврате 20 % НДС.
10 % за счет скидок на АЗС и контроля топливных расходов. Скидки по карте «Вездеход Online» составляют от 20 до 50 копеек с литра, а во время сезонных акций могут доходить до 1,5 рубля с литра. В личном кабинете отслеживаются все расходы на горючее: видно, где дешевле топливо, в каком направлении перерасход, кто из сотрудников и на какую сумму заправился.
Также можно выставить лимиты на заправку, заблокировать карту, если она потеряется, и настроить уведомления о подозрительных действиях: заправке в нерабочее время, превышении порога платежа или отклонении от маршрута. Так вы узнаете, кто из водителей подрабатывает на стороне, и защитите бизнес от убытков, которые приносят нечистые на руку сотрудники.
Почему единая топливная карта выгоднее карт с кэшбэком
Карты с кэшбэком подходят только для физлиц и не позволяют вернуть 20 % НДС. Кроме того, единая топливная карта предоставляет реальные скидки от поставщиков без накрутки процессинговой компании.
Один из главных плюсов карты «Вездеход Online» – возможность заправиться без денег на счете. Отсрочка платежа предоставляется в течение одного дня, а сумма может доходить до 1 млн рублей. Она выручит не только в случае форс-мажора, но и когда срочно нужны деньги на развитие бизнеса.
Чем еще полезна для бизнеса карта «Вездеход Online»
Чтобы заплатить за топливо, карту не обязательно брать с собой. Это легко сделать по штрихкоду через мобильное приложение «Вездеход Online», а счет можно пополнить через личный кабинет.
Также с единого счета можно оплачивать дополнительные услуги: штрафы ГИБДД, мойку и парковку. Универсальной картой могут пользоваться несколько водителей, она переводится другого человека в пару кликов, а обмен документами через личный кабинет ускоряет работу бухгалтерии.
Быстро найти заправку, посмотреть лимит по картам, доступный вид топлива и связаться с консультантом поможет чат-бот «ППР Помощник». Не надо никуда звонить или долго писать сообщения. Достаточно отправить команду в меню, и ответ придет мгновенно. С чат-ботом вся важная информация по топливным картам будет под рукой прямо в смартфоне как у руководителя, так и у водителя.
Карта «Вездеход Online» выпускается бесплатно в день заказа, а если вы оформите договор до 30 июня, получите скидку до 1,5 рубля с литра на все виды топлива. Переходите по ссылке, заполняйте короткую форму и заправляйтесь выгодно >>>>>