Во все времена, в каждой школе и почти в каждом классе есть один-два ученика, которых не воспринимают сверстники, не принимают в свою команду. Одно дело, когда ребенка не приглашают в гости, на дни рождения, ему не у кого узнать домашнее задание. А другое дело, когда ребенка ежедневно обижают, доводят до слез, дразнят, не хотят сидеть за одной партой, портят вещи... Вот здесь уже нужна помощь взрослых.
Не все дети рассказывают о своих проблемах. Родители сами должны проявить интерес к делам ребёнка.
В первую очередь заметить проблему :
- приходит из школу подавленным
- часто плачет
- не говорит об одноклассниках и школе
Жертвами чаще всего становятся дети:
- Тихие, не умеющие за себя постоять. Дети замечают это и начинают этим пользоваться.
- Замкнутые, малообщительные, неконтактные. Дети принимают такое поведение за протест.
- Прилежные во всем (усердный, старательный)
- Опекаемые родителями
- Неопрятность и бедность
- Неуспешные в учебе
- Необычной внешности (шрамы, косоглазие, хромота)
- Страдающие заболеваниями.
А инициаторы наоборот:
- Активные, общительные.
- Агрессивные
- Любители находиться в центре внимания
- Эгоисты, с высокой самооценкой.
Всегда считают себя правым во всем, не умеют себя ставить на место других, озлоблены, но трусливы.
Задача родителей не разбираться с каждым обидчиком ребёнка. А научить своего ребёнка противостоять. Например, обзывалки в детстве неизбежны. Ведь необычное поведение жертвы может пресечь поведение обидчика.
- Поддержать ребенка.
- Научить взаимодействию со сверстниками. Учить общению (обеспечить общение вне школы, пригласить одноклассников в гости).
- Научить противостоять.
- Учить с юмором относиться к неудачам.
- Научить делиться со взрослыми проблемами. Мелкие решать самостоятельно, иначе будет постоянно ждать вашей помощи.
Сотрудничество с учителями, психологом. Если учитель не поддержит, обратитесь к психологу. Положение ребёнка в детском саду, школе на 99% зависит от того, как к нему относится педагог. Только учитель может помочь в этой ситуации. Конечно, если учитель сам так относится к ученику, то результата положительного мы не увидим. Авторитет учителя всегда выше авторитета сверстников. Если педагог отметит в ребенке не недостаток, а достоинство, то и отношение будет другое. В классе больше планировать классных часов по этой теме. В итоге взрослый объяснит детям, к чему приводит травля, что может произойти с людьми, если это не остановить. Откуда это пришло, вспомнить историю. Не все педагоги знают, как поступить в этой ситуации. Здесь нужна слаженная работа педагогического коллектива. Помощь нужна и инициаторам, и жертвам. Родители дома проведут беседу. Чтобы помочь ребёнку надо использовать любые возможности. Все конфликты происходят от непонимания, разных взглядов, которые , как раз, формируются в семье.
Любой ребёнок может стать изгоем. Каждый ребёнок сталкивается с обидами со стороны сверстников. Ситуации бывают разные. Бывает конфликт с одним одноклассником, а когда и со всем классом. Так же может и с учителем.
Всегда надо помнить, что издевательства, пережитые в детстве, отразятся на психике в будущем.
Встречались мне разные случаи на эту тему. С детства помню историю. Мама у меня учитель, часто навещали детей тех, кто часто опаздывал, не делал домашнее задание и целый отрицательный букет. Мы пришли к этому не очень прилежному ученику. Когда мы вошли в дом, то увидели совсем другую картину. Он был дома один, оказался таким гостеприимным, хозяйственным, общительным. Родители рано уезжали на работу и поздно возвращались, а этот ребенок , 5-6 класс, сам готовил ужин, топил печь, кормил скот... Мы узнали ученика с другой стороны.
Ребенка надо понять, увидеть, найти подход. А конфликты иногда даже полезны. Идет формирование социального взаимодействия, дети учатся, а взрослые им помогают.