Часто родители говорят, что их ребенок в подростковом возрасте ничего не хочет, ему все неинтересно. Что с этим делать? Как помочь ребенку найти внутреннюю мотивацию?
Проблемы подросткового возраста: способы решения и мотивация ребенка
Каждый человек, даже не будучи родителем, проходит подростковый период развития, но все равно впадает в ступор, когда это происходит с его чадом. Как только ребенку стукнет в 12 лет, а у некоторых детей и раньше, послушный и дисциплинированный мальчик или девочка становятся грубыми и дерзкими.Все воспитательные меры, которых придерживались родители ранее, теряют эффективность. Между родителем и ребенком образуется огромная черная дыра непонимания и доходит вплоть до неприязни. Как понять психологию подростка? Что им движет? Как замотивировать подростка на достижение?
Психология подростка
Подростковый период - особенно трудный возраст, так как ребенок проходит стадию взросления. Он может длиться около трех лет и более в зависимости от начала полового созревания. Дети этого возраста чаще страдают от неустойчивости экономической и нравственной обстановки в стране. Потеряв ориентир в ценностях и идеалах, им не так просто его снова создать.
Критерии, которыми характеризуется подростковый возраст:
· Резкие и динамичные изменения в психологии ребенка;
· Физиологическая перестройка организма, интенсивный рост;
· Резкие перепады настроения, частые депрессивные состояния;
· Отказ и противоречие жизненному опыту родителя.
Дети пубертатного возраста часто полностью отказываются следовать рекомендациям родителей, не принимая их опыт за правильный. Опираются при принятии важных решений только на свои обретенные или навязанные обществом понятия.
С какими проблемами сталкивается подросток
Не только половое созревание влияет на поведенческий характер подростка, но и ряд важных для социального становления проблем, а именно:
1. Отношение к своему внешнему виду. Именно в этом возрасте дети по-особенному интересуются своей внешностью, что напрямую связано с перестройкой организма. Любые резкие изменения вызывают у ребенка острые переживания. Перестройка тела сопровождается формированием нового «Я». Неправильные черты лица или непропорциональные части тела приводят к неприятию себя. Ребенок чувствует себя неполноценным и замыкается. Редко когда подросток доволен своим внешним видом.
2. Неустойчивость самооценки. Завышенная самооценка сменяется заниженной, ребенок себя видит гением, потом ничтожеством. Каждый ущерб или изъян приводит к резкому падению самооценки. Этот процесс необходим для формирования взрослых качеств личности. Что в плюсе, что в минусе самооценка становится проблемой для подростка. При низкой, к примеру, он становится тревожным и неуверенным в своих силах. В то время, как завышенная напрямую связана с переоценкой своих возможностей.
3. Отношения с одноклассниками. Подростковый возраст сопровождается познанием своего внутреннего мира, целым спектром чувств и ощущений. Одновременно с радостными ощущениями повышается тревожность. Ребенку хочется чем-то заполнить внутреннюю пустоту. Поэтому он может хотеть уединения, самоизоляции и испытывать трудности в общении со сверстниками. Возникает противоречие, подросток хочет одновременно быть как все и выделяться из толпы. При этом другие дети могут не принимать вашего ребенка или это обоюдный процесс, высмеивать его промахи или какие-то особенности, придумывать прозвища. Так формируются комплексы, и опять же падает самооценка.
В нашей практике одной из самых частых проблем являются взаимоотношения со сверстниками. Причем обращаются родители робких и стеснительных детей, которые боятся проявить себя и закрепиться в классе уверенными и успешными, так и подростков с буйным эмоциональным характером. От их динамичного и не контролируемого поведения страдают не только другие ученики и учителя, но и они сами. На нашем курсе «Мастер Разборов» мы учим их правильно выстраивать взаимоотношения, не вторгаясь за личные границы других сверстников, контролировать эмоции, выплескивать агрессию через спорт.
Способы мотивации ребенка
Каждый родитель знает, как сложно ребенка заинтересовать что-то сделать. Процесс мотивации работает как разрывная цепь, начиная со стараний, небольших успехов и продолжаясь все лучшими результатами. Когда хоть один из элементов пропадает, то и эффективность метода снижается. Интерес к развитию можно поддерживать разными методами. Но все начинается с элементарного чуткого внимания и заботы.
Забота
Очень часто для не разрывности мотивационной цепочки необходимо быть внимательным и заботливым по отношению к ребенку. Например, чадо может хорошо выполняет уроки, но отвлекается постоянно и процесс затягивается на полдня. Что делает мама в этом случае, чтобы замотивировать подростка на более быстрое выполнение домашнего задания? Как один из вариантов ставить таймер на короткий промежуток времени и спокойно контролирует усидчивость подростка. После чего разрешает ему 5–10 минут поиграть в любимую игру или побегать на улице, в зависимости от его интересов. Через несколько дней таймер увеличивается и доводится постепенно до 45 минут. Это самый простой пример, при котором не нужно кричать, нервничать, каждый раз что-то покупать подростку для успешного выполнения домашнего задания. Более трудный момент, когда дети отказываются учиться или ходить на спортивные секции. Если быть чутким и внимательным, то можно заметить такие причины, как высмеивание его сверстниками, неуверенность в себе.
Делаем вместе с подростком
Не разрывная мотивационная цепочка становится еще более эффективной при совместной деятельности родителей и детей. В особенности при проблемах с результатом и верой в себя. Будучи рядом с подростком и занимаясь одним делом, вы можете корректировать незаметно то, что у него сильно не получается, так чтобы ребенок не терял желание достигать успеха дальше. [MOU3] Совместная деятельность эффективная также при скучных делах. Вместе их выполнять интереснее и веселее.
Система поощрений
Многие родители допускают ошибку в этом процессе, поощряя ребенка крупными подарками, например за хорошие оценки в конце семестра или года. Конечно, это мотивирует подростка делать долго то, что ему скучно или не нравится. Но это и вызывает чувство страха лишиться долгожданного подарка, не достигнув цели. Маленькие поощрения мотивируют на короткий промежуток времени, заинтересовывают, приятно удивляют и подбадривают подростка.
Одобрение
С этим пунктом важно не переиграть. Потому что мотивация подростка через одобрение может перерасти в зависимость от оценки окружающих во взрослой жизни. Применяемый метод в меру работает в позитивном ключе. Одобрение за хорошие поступки и указание на неправильное поведение помогает ребенку понять, что действительно хорошо, а что плохо. Но следите за тем, чтобы подросток не стал зависимым от вашего одобрения.
Поставьте цель
Процесс целеполагания мотивирует не только взрослых, но и детей. Замотивировать подростка на успех можно, рассказав или показав на своем личном примере, как именно добиваться цели. Для определения целей ориентируйтесь на интересы ребенка. Например, ваш сын любит играть в «войнушки», провоцирует кого-то из друзей или сверстников на сражения между собой. Не лучше ли в этом случае ему рассказать о боевых искусствах, посмотреть вместе фильмы про легендарных представителей одного из направлений спорта. Их путь из юного мальчика в известного спортсмена.
Самостоятельное решение
«Как мотивировать подростка?» - частый запрос в поисковике. Современные родители не желают оставлять так как есть пассивность и бездеятельность ребенка. И это правильно. Сильнейшим мотиватором является чувство, когда ты можешь чего-то значимого добиться самостоятельно. Мозг сам себя награждает так состоянием эйфории. Появляется азарт к достижению большего. После чего преграды и трудности не так страшны. Такая мотивационная связь может закрепиться в подсознании ребенка. Начинать внедрять ее рекомендуется с ранних лет.[MOU5] В подростковом возрасте будет сложнее, но все же возможно. Задача должна быть посильной и в то же время тяжелой. Чтобы ваш ребенок приложил усилия и дошел до цели. С этим отлично справляются спортивные тренеры. Но и родителям тоже под силу мотивирующий маневр.
Внутренняя мотивация
Развитие внутренней мотивации у ребенка - фундаментальный процесс в формировании целостной успешной личности. Рассмотрим его на простом примере:
«У Вики есть желание научиться играть на фортепиано. Но уделять занятиям каждый день по несколько часов ей не хочется. О концертных выступлениях мечтает, но пугает длинный путь, при котором необходимо систематически заниматься уроками музыки».
В этой конкретной ситуации внутренняя мотивация заключается в том, чтобы ребенок видел не только большую цель, но и маленькие, которые будут его радовать и подбадривать на пути. Например, изучение первой композиции. Со временем цели усложняют и девочка достигает все больших успехов.
Коллективная мотивация
При помощи коллективного духа замотивировать подростка также можно. Это очень сильный инструмент, особенно для детей общительных и любящих находиться в коллективе. Если в команде большинство заинтересовано в успехе и победе, то так и произойдет. Когда большая часть учеников стремится к лучшему результату в обучении, то и остальная часть детей подтягивается.
То же самое можно сказать про семейную мотивацию. Мало говорить, как правильно делать то или другое, гораздо эффективнее все вместе показывать пример достижения целей и успеха в работе, творчестве, домашних делах. Обязательно делитесь с ребенком своими удачами и теми усилиями, которые вы приложили для этого.
Акцент на справедливость
По мере взросления подростки все больше проявляют интерес к справедливости и общественным нормам. Это можно использовать как инструмент для мотивации ребенка. Пример - домашние дела, которые так скучны и неинтересны ему. Если все живут в этом доме, то и уборку по мере возможности делают все. Это справедливо. [MOU9] Также можно замотивировать подростка к лечебной физкультуре. Конечно, подобрать нужные слова и инструмент для побуждения к действию это индивидуальный процесс. Анализируйте поведение и особенности вашего ребенка, чтобы помочь ему стать уверенным и успешным.
Общие рекомендации психолога
1. Очень важно мотивировать ребенка с детства. Так как чем старше он становится, тем это становится сложнее. Приучать к самостоятельности, начиная с маленького. Например, сделать что-то своими руками, несложную поделку для бабушки. Постепенно задачи давать более тяжелые. Таким образом, формируется привычка достигать поставленных целей.
2. Расставляйте акцент не на материальных целях. Пусть это будет интересная для ребенка цель. Покажите ему, что вами движет не только финансовая выгода, но и творческий запал, вдохновение, деловой подход. Подросток будет знать, что даже монотонное дело может быть интересным.
3. Подростки часто считают себя уже слишком взрослыми, чтобы делать так, как советуют родители. Нужно им объяснить и показать, сколько всего лежит ответственности на зрелом человеке, что он постоянно учиться и совершенствуется. Рассказать о том, что ничего неделание и нежелание пробовать - поведение ребенка.
4. В пубертатном возрасте ребенку важно мнение одноклассников и друзей. При необходимости нужно помочь ему наладить контакт с ним, получить уважение их.
5. Для мотивации в учебе, которая неинтересна, можно придумывать свою подачу материала. Упрощать ту же историю, которая мало кого из детей увлекает.
#психология #психология ребенка #саморазвитие и мотивация #обучение детей #отношения с детьми #родители и подростки #подростковый возраст