На канале выпущено уже несколько статьей с разбором мифологических отсылок в "The Elder Scrolls" и анализом пантеона богов, ознакомиться с которыми вы можете по ссылкам:
Слишком многое в виртуальном мире скроено из кусочков различных культур и традиционных мифологий, однако разработчики достаточно умело изучают и внедряют материал, вкрапляя его в повествование. Об особенностях повествования пятой части серии мы и поговорим в этой статье.
"Skyrim" - древненордская сага
Сделаем оговорку, что к данной мысли мы пришли неспроста: Скайрим, северная провинция империи Тамриэль, географическим положением, климатическими особенностями, биологическим разнообразием и даже культурными ценностями напоминает страны Скандинавии, а норды - скандинавов. Поэтому ближайшим предметом сравнения оказалась, конечно же, сага.
Сага - это литературное произведение, рассказывающее о жизни скандинавских народов. Некоторые их названия могут быть известны, например, "Сага о Вёльсунгах", "Сага о Рагнаре Кожаные Штаны", "Сага о Ньяле", "Круг земной" Снорри Стурлусона и д.р.
Задача саги - запечатлеть историческое событие с максимальной точностью, поэтому повествование может доходить до скупых и сухих подробностей или удаляться как можно дальше от описываемых событий, чтобы показать целостную картину. Описывались происхождение земли Исландской, подвиги первых героев, великие деяния королей, завоевания, междоусобные распри и многое другое. Саги чем-то даже напоминают древнерусские летописи, в которых также фиксировались события с участием известных личностей.
Посмотрим на события "Skyrim" свысока: в провинции развернулась гражданская война, после многовекового отсутствия вернулись драконы, каждая гильдия пребывает в упадке и жаждет возвращения былого величия, в городах разруха и бедность. И на арене полного хаоса появляется главный герой, довакин, призванный восстановить мир во всём мире.
Близость к саге
В чём сходятся древнеисландсие саги и история, разворачивающаяся в виртуальном мире "Skyrim", так это в абсолютной действенности героя.
- Во-первых, игрок, управляя довакином, делает, что пожелает как в рамках фантазии, так и по благодаря игровым возможностям. Надеть ведро на голову NPC? Пожалуйста! Прокачать навыки только в ветке "Двуручное оружие"? Пожалуйста! Хочешь разделаться с бандитами скрытно или по-быстрому - решать тебе!
- Во-вторых, игра предлагает выбор - пусть он и достаточно зыбкий, но всё же выбор, поскольку не все игры могут похвастаться даже таким - помочь жителям Скайрима сейчас или позже. В диалогах часто можно встретить несколько вариантов ответов: глобально они не влияют на ситуацию в провинции, но герой может лишиться несколько сотен септимов или прокачать навык - решать, опять-таки, игроку. Единственное, где выбор действительно что-то значит и меняет отношения персонажей, - это в диалогах с Сераной, которая становится нашей попутчицей в дополнении Dawnguard.
- Герой саги верит в то, что его судьба творится только им самим и что она сплетается с силой движения целого мира. Проще говоря, никто не сделает за него то, что он хочет, должен и будет делать.
Судьба у скандинавов - это то, что влияет на героя и на что влияет герой. Она равна ему: он не герой древнегреческих мифов, который старается изменить судьбу всеми правдами и неправдами или покорно подчиняется ей, он сам творит свою судьбу. И боги не во власти ни пошатнуть уверенность героя, ни изменить его судьбу. Они сами являются её жертвами: Рагнарёк никто не отменял.
Судьба довакина скорее похожа на путь, долгий и извилистый, хотя конечная точка его определена, как и в случае с судьбой героя саги. Да, можно отложить задание на потом, перейти к другому, но в далёком, возможно, необозримом будущем герой должен будет сразиться с Алдуином и должен будет победить его. А иначе как?
Одиночество - удел сильных, а потому довакин и герой саг на своих дюжих плечах протаптывают дорогу вперёд, принимают решения самостоятельно, не обвиняя никого в случае неверного выбор: ни судьбу, ни богов, ни окружающих. Рядом с ними могут быть другие люди (компаньон, помощник), но они больше с любопытством смотрят на героя, чем совершают действия.
Чувственная сторона отношений, да и внутренние бурления героя не слишком интересуют авторов саг, а потому любовь имеет место лишь там, где она действительно важна в повествовании. Вот и у жителей Скайрима всё примерно так же: любовь любовью, а поле само себя не вспашет и не засадит. Муж и жена представляются эдакими товарищами по оружию, по деньгам и детям.
Суровые и занятые герои не извергаются в долгих объяснениях, их слова сдержанны и лаконичны, направлены на суть. Примерно такой же расклад замечаем и в диалогах: на пространные реплики персонажей приходятся пара коротких фраз игрового героя, призванных не комментировать происходящее, а задавать вопросы и отвечать. Да и озвучки, кроме Криков, не наблюдается.
Отличия
Раз мир саги должен быть обрисован с фактической стороны дела, с фиксированием дат и подробностями подвигов героев, то нередко встречаются так называемые родословные. Чаще всего ведётся линия от бога, давшего начало такому-то роду, например, Вёльсунг имеет в своих предках верховного бога Одина.
Напротив, игра предлагает нам управлять безымянным героем, без рода и племени, без точно устанавливаемого прошлого. Хотя, конечно, можно предположить, что довакин - очередное воплощение Шазарра, или Лорхана, создателя Нирна; но ведь это всего лишь предположение и не более.
Повествование начинается внезапно, сразу погружая в основные события игры: довакин едет в повозке на казнь с ярлом Ульфриком Буревестником, его товарищем Ралофом и конекрадом. Кто такие окружающие нас люди, мы узнаём сразу же, но кто такие мы - не узнаем и до конца.
Примечательно, что после победы над Пожирателем Мира, Алдуином, во всех тавернах зазвучат песни и легенды о некоем Довакине. Жители провинции не имеют подробностей относительно героя, и часто можно услышать их размышления, будто довакин - это женщина (а игрок выбрал мужской пол персонажа), аргонианин (герой же, например, норд или бретонец) и т.д. В результате чего возникают сомнения, а был ли Довакин?
Однако и сага не всегда настолько подробна, что в ней по секунде излагается жизнь человека; попадают те вехи, которые интересуют автора: войны, тяжбы, раздоры, месть и т.п. Но мы, как игроки, не можем покинуть героя, пока он ищет себе жену, или усыновляет ребёнка, или садит картошку, или варит зелья, потому что он не будет всего этого попросту делать.
Сага о Драконорождённом
Конечно, сравнивать компьютерную игру и тексты многолетней давности - забавно и несколько бессмысленно, но это всего лишь размышления авторов статьи, и вы вольны с ними не согласиться.
В попытках создать по-настоящему эпическую историю всенародного героя разработчики вдохновлялись сагами и другими художественными текстами, а потому нет ничего удивительного, что многое сходится. С другой стороны, игра жанра action rpg предлагает игроку роль, необходимую для отыгрывания, и если ему это не нравится или он с чем-то не согласен, то игра и не предложит ничего другого. Собственно, в других играх такого же жанра, например, Middle-Earth, The Legend of Zelda: Breath of the Wild, The Witcher 3 и др., всё ложится на плечи игрока: никто не выполнит квест, не избавится от врагов, не принесёт подвески королевы и не ограбит караван, кроме героя под управлением игрока.
Однако сеттинг "Skyrim" максимально близок скандинавским сагам и по духу, и по ощущениям. На нем ясно виден налёт северных культур с их прямолинейностью и фокусировке на событийность. Люди сурового мира выживают, борются за власть, восстают, побеждают неприятелей и с чувством выполненного предназначения отходят в мир иной. Здесь царит идея эпичности происходящего, т.е. действительности. И игрок, будто сказитель, древний певец, бард, слагает песнь о довакине. Какой она будет, что в ней возьмёт вверх - смерть и разруха или процветание и справедливость - решать игроку.
- Теоретическая опора для сравнения: Гуревич, А.Я. "Эдда" и сага. Гуревич, А.Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов.
Пишите, что думаете вы по этому поводу, возникало ли у вас ощущение, будто вы попали в древнюю сагу, пока играли в "Skyrim". Комментируйте и предлагайте новые темы для размышления.
Спасибо за внимание! Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на канал, заглядывайте в Телеграм! :-)
#theElderScrolls #skyrim #tes #pc games #скайрим #компьютерные игры #мифология #сага