24,4K подписчиков

Как могикане проявили малодушие, а англичане и могавки мужество. Бой у Ла-Прери

2,5K прочитали

В тот августовский день 1690 года жители и гости Виль-Мари (Монреаля) были поражены внезапным "криком смерти"*, который раздался в разгар торговли на рыночной площади города. Это из разведки к английскому городу Олбани, что на реке Гудзон, вернулся крещенный могавк по прозвищу Бляха (фр. Ла Плак) и он принес тревожные вести об англичанах.

Монреальцы сначала схватились за оружие, но потом на площадь вышел ухмылявшийся Ла Плак и заявил, что вопил именно он. Очевидно, таким образом индеец немного развлекся, наблюдая за суетой испуганных бледнолицых. Однако, важное известие, которое принес разведчик, искупило выходку Ла Плака.

* Крик смерти - пронзительный, вибрирующий вопль, который индейцы издавали, когда снимали скальп с врага или объявляли таким образом о количестве добытых голов (скальпов и пленников) при приближении к родной деревне. В 1689 году Монреаль очень сильно пострадал от набега ирокезов, поэтому у канадцев и была такая нервная реакция.

Англичане идут

Он заявил, что был на на озере Святого Причастия (озеро Джордж) и видел там множество людей, плывущих в каноэ на север в сторону Монреаля. Губернатор Новой Франции Фронтенак, который был в то время в Виль-Мари, тут же послал шевалье де Клермона в разведку на озеро Шамплейн. Вскоре Клермон отправил к губернатору одного из своих людей, чтобы доложить, враги обнаружены и они уже спускаются вниз по реке Ришелье.

  • Система рек, волоков и озер- р. Гудзон-оз. Джордж - оз. Шамплейн-р. Ришелье-р. Св.Лаврения, была самым удобным водно-сухопутным путем из колонии Нью-Йорк в Канаду. Вдоль этой линии происходили многочисленные столкновения между французами и англичанами в войнах за североамериканские колонии.

Фронтенак приказал выстрелить из сигнальной пушки для сбора ополчения из окрестных церковных приходов и солдат морских рот из гарнизонов небольших фортов на острове Монреаль и южном берегу Св. Лаврентия. Всего собралось около 1000 человек- канадцев, регулярных солдат и индейцев.

Эта маленькая армия разместилась вокруг Ла Прери, небольшого поселка и форта на южном берегу реки Св.Лаврентия в месте, где в нее впадает речка Сен-Жак. Французы и их индейские союзники ожидали вражеское нападение со дня на день, но время шло, а враг все таки и не появлялся.

На юг были посланы разведчики из племени оттава, но они вернулись не найдя врага. Прошло три дня, ни англичане, ни ирокезы так и не появились. Индейцы начали терять терпение и хотели разойтись по домам, да и колонистам-ополченцам требовалось вернуться домой, ведь это был сезон сбора урожая и каждая пара мужских рук была на счету.

Фронтенак, посчитав что численность англичан была по-видимому преувеличена, распустил солдат, ополчение и индейцев по домам. В Ла Прери был оставлен небольшой отряд из солдат морских рот и губернатор вернулся в Виль-Мари. Едва французы и индейцы ушли, как из форта Ла Прери прогремел сигнальный выстрел из пушки.

Куда пропали англичане

Люди, которых Ла Плак видел на озере Джордж, были частью объединенных сил колонистов Коннектикута и Нью-Йорка, предназначенных для нападения на Монреаль. Этот отряд проделал свой путь вдоль Вуд-Крик до точки, где она впадает в озеро Шамплейн и остановились здесь на длительный срок.

Задержка была вызвана целым рядом причин - политическими склоками среди ополченцев из Нью-Йорка, нехваткой продовольствия, нехваткой каноэ и эпидемией оспы среди ирокезов. Для изготовления каноэ нужна была кора, в окрестностях стоянки англичан не было в достатке подходящих берез, а кора с вязов по причине позднего времени года плохо отделялась от деревьев.

Ирокезы, которые присоединились экспедиции англичан, были мрачны и угрюмы. Пришло известие, что три западных племени их конфедерации, напуганы эпидемией оспы и отказались присоединиться к походу. Продвигаться дальше было невозможно; и Уинтроп, командующий экспедицией, отдал приказ вернуться в Олбани.

Рейд на Ла Прери

Но сначала, чтобы кампания не оказалась совершенно бесполезной, он разрешил капитану Джону Шайлеру (голанд. -Йоханес Шуйлер) совершить набег на Канаду с группой добровольцев. Шайлер покинул лагерь в Вуд-Крик с 29 белыми и 120 индейцами, миновал озеро Шамплейн, спустился по реке Ришелье до Шамбли и 4 сентября 1690 года внезапно напал на поселение Ла Прери, откуда Фронтенак только что отступил со своими войсками.

Во время нападения солдаты из форта и сельские жители жали пшеницу на полях. Люди Шайлера убили или взяли в плен 25 человек, в том числе 3 женщин и 1 девушку, сами рейдеры потеряли 6 индейских воинов. Капитан хотел напасть на форт Ла Прери, но индейцы не захотели рисковать своими скальпами, т.к. с их точки зрения все поставленные задачи рейда были выполнены.

Англичане пришли. Автор Ф.Д.З.
Англичане пришли. Автор Ф.Д.З.

Чтобы насолить французу, Шайлер сжег все дома, амбары, урожай на полях и убил около 150 голов скота. После чего уселся со своим отрядом в ближайшем в лесу на перекус. Во время трапезы со всех сторон доносились сигнальные выстрелы пушек из фортов Ла-Прери, Шамбли и Монреаля. Шайлер со злорадством и иронией записал в своем журнале:

Мы поблагодарили губернатора Канады, за артиллерийский салют во время еды.

Рейд на Ла Прери стал для англичан каплей меда в громадной бочке дегтя. Кампания 1690 года против Канады с треском провалилась. Сначала летом Уинтроп не смог захватить Монреаль, а осенью морская экспедиция Фипса потерпела поражение у Квебека.

Впрочем, внезапный рейд стал для французов обидной пощечиной, ведь они потерпели поражение в том виде войны, который сами избрали против англичан - партизанские рейды и набеги. Это настолько раздражало Фронтенака, что он не упомянул о налете на Ла Прери в своих депешах во Францию.

Второй рейд на Ла Прери

После неудач прошлого года англичане Нью-Йорка, все еще отвлеченные политическими беспорядками, последовавшими за узурпацией Лейслера, сражались только в качестве наблюдателей и довольствовались тем, что их союзники ирокезы совершали вылазки против общего врага. Эти дикие союзники в конце концов потеряли терпение и обвинили своих белых соседей в лени и страхе перед врагами:

Вы говорите нам: Держите французов в постоянной тревоге. Почему вы не говорите: Мы будем держать французов в постоянной тревоге?

Было ясно, что нужно что-то делать, иначе Нью-Йорк останется сражаться в одиночестве. Поэтому в Олбани был сформирован военный отряд, к которому были приглашены присоединиться индейцы. Командование отрядом на себя принял мэр Олбани, майор Питер Шайлер (голанд. Петер Шуйлер). Рейдовый отряд состоял из 266 человек, из которых 120 были англичанами и голландцами, а остальные ирокезами (могавками) и речными индейцами (могиканами).

Шайлер проплыл проторенной дорожкой на север по озеру Шамплейн и высадился на западном берегу р. Ришелье в 10 милях выше форта Шамбли. Оставив свои каноэ под охраной 23 человек, он двинулся к Ла Прери.

На этот раз французские разведчики сработали как надо, они заранее предупредили губернатора Виль-Мари Калльера о приближении англичан и ирокезов. Губернатор собрал ополчение, солдат и индейцев, пересек Св.Лаврентий и встал лагерем у форта Ла Прери. Всего силы франко-канадцев и туземцев насчитывали 700-800 человек.

Войска простояли у форта целую неделю и все это время Калльер не вставал с постели, охваченный тяжелой лихорадкой.

Ночная атака

Форт стоял в нескольких десятках метров от реки Св.Лаврентия. Справа от него на поле встали два батальона регулярных солдат (из морских рот), а канадцы и индейцы расположились лагерем слева между фортом и небольшим ручьем, возле которого стояла ветряная мельница. Вечером 10 августа 1691 года пошел моросящий дождь и канадцы больше думали о поисках укрытия, чем о бдительности. Кроме того, у них было вдосталь бренди и пить его им никто не запрещал.

За час до рассвета часовой на мельнице заметил тени, похожие на силуэты людей, которые безмолвно двигались вдоль берега ручья. Это был авангард отряда Шайлера. Солдат крикнул: «Стой! " Ответа не последовало. Он выстрелил из мушкета и побежал с мельницы. Люди Шайлера одной массой ворвались в канадский лагерь, загнали его обитателей в форт и убили несколько индейцев, которые спали под каноэ на берегу реки.

Солдат крикнул: «Стой! " Ответа не последовало. Автор Ф.Д.З.
Солдат крикнул: «Стой! " Ответа не последовало. Автор Ф.Д.З.

Морские пехотинцы из форта, разбуженные шумом, схватили оружие и поспешили на место боя. Их встретил залп в упор, в результате которого около пятидесяти морпехов упали ранеными и убитыми, а остальные в беспорядке отступили назад. Они сплотились, перестроились и снова пошли в атаку.

На этом моменте Шайлер, сильно уступавший в численности, отвел своих людей в соседний овраг. Там он организовал оборону и еще раз отбил напавших и, как он заявил, загнал их в форт с большими потерями.

К этому времени было уже рассвело. Англичане, после ночной атаки медленно отступили, рубя полях стебли кукурузы, так как она была еще слишком зеленой, чтобы гореть, и остановились на опушке леса, где их индейские союзники какое-то время издавали ужасающие вопли, и кричали французам, что те не люди, а собаки.

Почему французы, более чем в два раза превосходившие отряд Шейлера по численности, позволили отступить противнику без боя не ясно. Болезнь Калльера и смерть Сен-Сирка, его заместителя, едва ли могут объяснить это обстоятельство.

Ночной бой у форта Ла Прери, 11 августа 1691 года. Автор Ф.Д.З.
Ночной бой у форта Ла Прери, 11 августа 1691 года. Автор Ф.Д.З.

Шайлер отступил к своим каноэ, двигаясь по лесной тропе, которая вела к Шамбли. Его рейд, проведенный в лучших традициях малой войны, увенчался полным успехом. Он причинил большой вред противнику, а сам понес незначительные потери, но история на этом не заканчивается.

Бой Валльренна

За день или два до событий у Ла Прери в форт Шамбли был отправлен Валльренн, прирожденный офицер и отважный командир, с примерно со 160 солдатами и канадцами, крещенными гуронами и могавками (кановага) и индейцами оттава.

Он приказал сначала пропустить англичан, а затем загородить им дорогу, чтобы отрезать от каноэ. Рано утром 11 августа его разведчики обнаружили возвращение противника и отряд Валльренна продвинулся на 6-7 миль по направлению к Ла Прери по пути, по которому отступал Шайлер. Местность поросла густым лесом, поэтому путей для передвижения крупного отряда была не так уж много.

Около девяти часов утра индейские разведчики враждебных сторон встретили друг друга, и их боевые крики подняли общую тревогу. Валльренн мгновенно занял гребень небольшого холма, который пересекал путь приближающихся англичан. Два больших дерева были срублены и упали поперек склона, а за ними в три ряда притаились французы хорошо укрытые листвой и толстыми стволами.

Бой Валльренна. Автор Ф.Д.З.
Бой Валльренна. Автор Ф.Д.З.

Англичане, недооценив силу своего противника и не зная его точного расположения, стремительно атаковали, и были отброшены назад залпом. в упор. Они повторили атаку с еще большей яростью и выбили французов из засады. Затем последовал бой, который Фронтенак назвал "самым жарким и упорным из когда-либо происходивших в Канаде".

Целью Шайлера было прорваться через французов и добраться до его каноэ. Целью Вальренна было отбросить его назад к превосходящим силам в Ла Прери. Осторожная тактика лесного боя была забыта. Трижды бойцы смешивались друг с другом, стреляя грудь в грудь и опаливая рубашки друг друга вспышками своих ружей.

Оттава заколебались, а некоторые канадцы сначала отступили, но их сплотили и вдохновили личным примером их командиры - Ле Бер и Дюшен, и впоследствии ополченцы дрались с большой храбростью. С английской стороны малодушие проявили могикане, но белые и могавки сражались с равной отвагой и отчаянием.

В разгар беспорядочного, жестокого боя Валльренн был совершенно спокоен, он руководил своими людьми с замечательной энергией и точностью, не позволяя больше часа продвинуться вперед людям Шайлера. Но в конце концов французы были отброшены с дороги.

Мы пробили середину их строя, - писал Шайлер, - пока не прорвались в тыл, топча их мертвецов. Затем снова сошлись и сражались с ними, пока мы не заставили уступить дорогу. Потом я отогнал их на четыреста шагов впереди нас и, честно говоря, мы все были очень рады их отступлению.

Отряд Шайлера продолжил свой марш без преследования со стороны французов и индейцев, неся с собой своих раненых и оставив за спиной около сорока убитых, а также одно из своих знамен и все свои ранцы, которые они сбросили, когда началась драка. Англичане достигли берега Ришелье, нашли свои каноэ в целости и сохранности, и, подождав несколько часов отставших, рванули в сторону Олбани.

С английской стороны малодушие проявили могикане, но белые и могавки сражались с равной отвагой и отчаянием. Автор Ф. Д. З.
С английской стороны малодушие проявили могикане, но белые и могавки сражались с равной отвагой и отчаянием. Автор Ф. Д. З.

Заключение

Англичан от гибели спасла неспособность французов организовать быстрое преследование из Ла Прери, они двинулись вслед Шайлеру только в 11 часов утра, когда бой с отрядом Валльренна закончился и англичане были уже далеко.

Во второй половине дня пришел отряд крещенных в католичество могавков (кановага) из миссии иезуитов Су-Сен-Луи и тоже отправился в преследование англичан и ирокезов. Но похоже кановага не горели желанием снимать скальпы со своих нью-йоркских родственников.

Фронтенак был в не себя от поведения кановага и, поскольку он редко упускал возможность придраться к иезуитам, то всю вину возложил на святых отцов, отвечавших за работу миссии кановага. Он очень резко попенял священникам за недостатки их паствы.

Фронтенак написал Морскому министру отчет о случившемся, высоко оценив Валльренна и его людей, за "победной" реляцией следовал призыв о помощи.

Наши войска и ополчение тают с боями и невзгодами... Враг наступает на нас с моря и с суши... Пошлите нам тысячу человек следующей весной, если хотите спасти колонию... Мы в шаге от гибели, люди находятся в дне нищеты, война удвоила цены, так что невозможно существовать. Многие семьи остались без хлеба. Сельчане покидают фермы и толпятся в городах.

Следующим летом появился новый враг, сравнимый по разрушительной силе с ирокезами. Это была армия гусениц, которая вопреки проклятиям простого народа и молитвам духовенства нанесла большой ущерб посевам. Однако, вслед за армией гусениц пришло громадное войско белок, которых колонисты ловили в ловушки и отстреливали. Эта неожиданная "манна небесная" спасла многие канадские семьи от голодной смерти.

Источник- Count Frontenac and New France under Louis XIV /by Francis Parkman.