Я сталкиваюсь с этим снова и снова - ученики, которые не могут воспринимать свои собственные знания адекватно.
В этом году у меня класс математики на уровне А - выпускной, у которых я до этого не перподавала. Буквально сегодня я узнала, что один из моих учеников не написал проект по математике на уровне В. То есть два года учил математику- и не сдал, но решил продолжать учить математику на уровне А. Да, в Дании это разрешено. Если ученик хочет, то он имеет право продолжать обучение на любом уровне. Правда, если он не сдаст, то это его проблемы.
И такое случалось уже не раз и не два. Почему-то этим страдают особенно мальчики. И вот сидит такой ученик, два плюс два сложить не может. Спрашиваю его: "Ты зачем математику на высшем уровне выбрал?"
"Я,-отвечает, - инженером быть хочу. А там уровень А требуют". И не доходит до него, что там, где учат инженеров, от студентов ожидают знания на уровне А, а не просто надпись в аттестате.
Вот что это, скажите мне? Недоразвитость ума?
Другой мне сказал, что два первых года он математикой не занимался, всё делал кое-как, а теперь, за последний год обучения, он хочет всё наверстать, ему тоже нужен уровень А для поступления. Понятно, что математику он не понимал, поскольку уровень А- это просто продолжение уровня В: сначала учат, например, как брать производные на уровне В, а затем учат решать дифференциальные уравнения на уровне А. И невдомёк этому ученику, что если он не научился дифференциальному исчислению, то сложновато как-то решать дифференциальные уравнения.
И мне становится грустно от того, что чем меньше человек разбирается в математике, тем хуже у него понимание собственного уровня. Некоторые еще и злиться на учителя начинают, когда им говоришь, что не твоё это, найди себе другое занятие.
Получается, что хорошие ученики, особенно девочки, сомневаются в своих знаниях и не смеют учиться на инженеров, а не очень умные мальчики думают, что с оценкой 00 или даже -3 по математике (это самые низшие оценки -" не сдал" и "всё совсем плохо"), они вполне могут поступить в университет на инженерные специальности. И главное- выучиться.
Ну анекдот из жизни:
Однажды моему куратору - профессору университета в Дании , позвонил абитуриент, который спросил, может ли он поступить на отделение физики - математики, если у него 00 по физике и -3 по математике? Потому что он узнал, что ему будет легче найти работу, если у него будет степень по физике и математике. И профессор, чуть не захлебнувшись от смеха, но серъёзным тоном объяснил молодому человеку, что предметы желательно всё-таки сдать, перед тем, как поступать в университет. Ведь сказать, что человек не способен, в Дании нельзя. А когда положил трубку, то просто вытирал слёзы от смеха.
В Дании всем детям внушают, что они могут быть, кем только захотят. Но вот реально оценивать свои способности у таких детей не очень получается.
А вы как думаете? Надо ли человеку внушать, что он всё может, или нужно учить адекватно себя оценивать?