цвета: сверкающе-белый, бездонно-чёрный, серый, бардо, пёстрый карнавал.
Кинга недооценивают. Чёрт возьми как же его недооценивают!
Некоторые из его произведений необходимо изучать в учебных заведениях.
Что? Тебе не понравилось "сияние"? Было скучно и совсем не страшно?
Тогда посмотри на эти чудесные сцены, на дотошное проникновение во внутренний мир героев, на гениальные художественные приёмы, в два штриха разрисовывающие бесконечные полотна. Дьяволу он продал душу, или же это талант от Бога, но Кинг по праву может называться одним из величайших писателей мира.
В Америке над Кингом посмеиваются, так же как мы - над Донцовой, дескать "написал роман, пока ждал маршрутку, и ещё четыре по дороге из магазина домой". Но большая часть того, что пишет Кинг - шедевры.
Нет, "Сияние" не станет вехой в мировой литературе. Отношение к "сиянию" не выходит за рамки "о, отличный ужастик". Кинг не исследует проблем, не изучает человеческую природу, не пытается отыскать новое в искусстве романа. Он просто рисует отражение действительности, искажённое его личным мироощущением и безумием. "Отличный ужастик" - это то, без чего Кингу не интересно писать. Я бы назвал его великим графоманом, но можно ли быть графоманом, обладая столь чудовищным мастерством? Читая "сияние", я не только чувствовал постепенно нарастающую, подкатывающую волнами тревогу, но и балдел от каждого поэтичного предложения. Метафоры, аллегории, олицетворения, метонимии, эпитеты, сравнения, умолчания, гиперболы и литоты... - можно выучить все средства художественной выразительности по одной только Кинговской книжке. Абстракции и метафоры только придают и без того ужасающей реалистичности ещё больше натурализма. Кинг не гнушается ничем. Он - бог созданного им мира, и он по праву наслаждается каждой его крупицей. Неимоверно точно собран остов "Сияния". ТРЕМС и то, о чём забыли, появляются ещё в самом начале, но ловкое манипулирование не только внутренним миром персонажей, но и мыслями читателя, оттягивает разгадку почти до самого финала. В "сиянии" взаимосвязано всё, кроме пары моментов и персонажей. Например, женщина с резкими чертами лица, по-моему, не сыграла, однако через неё удалось немного потянуть время и слегка остудить пыл читателя, так что может быть и она была Кингу необходима. Вообще, нагнетать тревогу у него получается лучше всего. Чередуя моменты "затишья" и "бури", раз за разом усиливая накал, мистер Кинг доводит сюжет до кульминации и одновременно доводит до кульминации чувства читателя, заставляя его испытывать настоящий страх, ужас. Чтобы эффект был наибольшим, лучше не прерывать чтения и искать подходящий темп. Как только войдёшь в резонанс с темпом Кинга, ускользнуть от навязываемых ощущений не удастся.
Финал, с одной стороны, принёс облегчение, с другой - немного разочаровал. Я надеялся на сокрушительное поражение людей. "Спасения нет", ну и в том духе. В то же время счастливого спасения тоже не наблюдалось, концовка вышла серая и угрюмая. А хотелось зловещести, мистики, или какого-то изменения персонажей, как к ним приходит осознание, что до "оверлука" они были счастливы, но кроме внешнего преображения Кинг не дал ничего. Скомкано получилось, жаль. Да и сам отель, как только заговорил голосом, лишился своего поэтичного мистического образа. Но, думаю, для одной из первых книг столь малые огрехи простительны.
"Сияние" мне очень понравилось. Я и не сомневался. Рекомендую всем, ведь это одна из тех книг, которые делают лицо современной литературы.