Найти тему

Иван Васильевич меняет профессию. А если бы Гайдай показал настоящую Москву тех лет, что бы мы увидели?

Всем привет, меня зовут Андрей, это снова я!

В России и СССР было не так много хороших комедийных режиссеров. Безусловно, один из главных в этом списке – Леонид Гайдай, а одна из самых веселых его комедий называется «Иван Васильевич меняет профессию». Но мы знаем, что хотя эта комедия и вошла в число легенд нашего кинематографа, в ней есть немало несоответствий с реальностью XVI века. А я предлагаю отступить от сюжета этой комедии, но представить себе, что ученые уже изобрели машину времени и увидели Москву времен Ивана Грозного. Что же там можно увидеть?

Для начала – ответим на вопрос. Что мы хотим увидеть – Москву или Ивана Васильевича IV (Грозного)? На первый взгляд кажется, что можно одновременно увидеть и то, и другое. Но на самом деле это далеко не так.

Если брать ту дату, когда Иван Грозный был женат на Марфе Васильевне Собакиной, то можно однозначно назвать и год, и даже месяц.

Брак царя состоялся 28-го октября 1571 года. И было это в Александровской слободе, это 99 км от Москвы, если найти самую прямую дорогу. Кстати, и дата эта хоть и точная, да не совсем: в те времена летоисчисление велось не от Рождества Христова, а от «сотворения мира». Если сказать более точно, то можно посмотреть на надпись, что расположена на крышке ее саркофага:
Надпись на саркофаге Марфы Васильевны:
Надпись на саркофаге Марфы Васильевны:

Итак, известно что Марфа Васильевна была царицей всего 15 дней, все эти дни царица сильно болела, и это значит, что год ее смерти – такой же, что и год царствования. 7080 год от сотворения мира. А поскольку и венчание, и смерть произошли в Александровской слободе, то после царствования Марфа Васильевна не могла никак бывать в Москве.

Снова вернемся к вопросу о том – что нам важнее: увидеть Москву времен Ивана Грозного, или увидеть самого царя? Хотя вкратце можно описать и Москву, и Александровскую слободу тех времен. Москва – из красного кирпича, основная территория внутри Кремля, в царских палатах – минимум охраны. Население, скорее всего, несколько тысяч человек. Много храмов. Вероятнее всего, там были и конюшня, и общественные бани, и просто дворы простых жителей внутри Кремля. Скорее всего, к каждому из домов прилегало очень мало земли.

Вообще-то, Москва была островом. С одной стороны – Москва-река, с другой – Неглинная (Неглинка), которая тогда не была заключена в трубы. Между двумя реками – искусственный ров-канал, очевидно, из соображений безопасности.

Вот так примерно выглядела карта Москвы в те дни:

Карта Москвы времен Ивана Грозного, взято из открытого доступа.
Карта Москвы времен Ивана Грозного, взято из открытого доступа.

Ну и Александров. Белокаменный Кремль, территория в форме четырехугольника, де-факто столица государства Российского. На троне – Иван Грозный, его жена Марфа Васильевна Собакина, ее самочувствие, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

А вот так примерно выглядели пыточные подвалы Александровской слободы - не надо забывать, что Слобода - не просто столица государства российского, но, прежде всего, столица опричнины.

Пыточные подвалы Александровсой слободы. Фото из открытого доступа.
Пыточные подвалы Александровсой слободы. Фото из открытого доступа.

Вот пока и всё. И до новых встреч!