Найти тему

Последствия внешнеполитического сотрудничества современных государств в борьбе с пандемией.

Парочка терминов

Начать необходимо с того, что реализация внешней политики представляет собой особый вид деятельности государства, связанный с регулированием его отношений с другими государствами (и прочими акторами МО), с целью обеспечения достижения его потребностей и национальных интересов на международной арене. Внешнеполитическое сотрудничество в таком случае является одним из механизмов реализации внешней политики.

Разменяв третье десятилетние XXIвека, уже точно можно сказать, что многие из процессов, которые до этого протекали локально или регионально, теперь обретают характер глобальности. Исходя из этого, внешнеполитическое сотрудничество – не столько желание, сколько объективная необходимость, особенно в рамках по истине глобальной угрозы в лице пандемии. Межгосударственное взаимодействие в различных областях в рамках глобализации приобрело новый облик, в соответствии с общемировыми тенденциями. Так, в политической сфере глобализация способствует размыванию суверенитета наций, появлению наделённых всё большими полномочиями наднациональных органов власти, в экономической - глобальному разделению труда(специализации), интеграции национальных экономик в мировую экономику, что иногда приводит к деградации собственного производства, в культурной – формированию массовой культуры, посредством СМИ и Интернет-технологий и т.д.

-2

Вопрос в том, сохранит ли «мейнстримная» тенденция к глобализации мировой политики свои позиции по завершении реализации ограничительных мер в связи с пандемией? Устоит ли идеология единства и интеграции мировых социально-экономических процессов посредством политического партнёрства мировых держав?

В декабре 2019 года едва-ли кто-то мог представить, насколько сильно изменится мировая обстановка в связи с заболеванием. Однако уже сегодня многие эксперты и СМИ активно обсуждают вероятные последствия пандемии, охватившей весь мир.

Наибольший урон, очевидно, будет нанесён мировым экономическим процессам. Нужно сказать, что глобализация мировой экономики выражается прежде всего в расширении круга экономических субъектов, на запросы которых вынуждены реагировать как национальные правительства, так и международные организации. Другими словами, экономическое благополучие национальных государств теперь по большей части зависит от стабильности мировой экономики.

Отсюда вытекает одна из основных причин сотрудничества международного сообщества в борьбе с пандемией – нежелание столкнуться с экономической стагнацией или того хуже, мировым кризисом из-за урона, который уже нанесла и ещё нанесёт критическая эпидемиологическая обстановка в мире.

-3

Более того, в настоящий момент ни у кого нет сомнений, что экономические последствия будут самыми серьёзным (начиная с нефтяного кризиса и заканчивая нарушением экспортно-импортных связей в мире). Именно для минимизации подобных рисков государства продолжают сотрудничество в гуманитарной, научно-технической и прочих областях. Передовые научно-исследовательские центры сотрудничают в том числе при посредничестве ВОЗ. Например, одной из предпринимаемых мер для скорейшей выработки противовирусной вакцины является политика открытых исследовательских данных и возможностей получения доступа к ним и использования в кризисные ситуации. Экстренно мобилизуются данные исследований в сфере медицины, активизируется научное сотрудничество по работе над анализом данных, в том числе с применением методов искусственного интеллекта (например, между Национальными институтами здравоохранения США и компанией Microsoft)[1].

Межгосударственное сотрудничество в гуманитарной сфере проявляется прежде всего в доставке недостающих средств защиты: масок, перчаток(Российско-Китайское сотрудничество)[2]; в предоставлении необходимого медицинского оборудования: аппараты ИВЛ (Турецко-Американское сотрудничество)[3]; помощь в проведении дезинфекционных работ, отправка квалифицированного медицинского персонала для помощи нуждающимся странам (Российско-Итальянское сотрудничество)[4].

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что основной геополитической тенденцией в ближайшее время станет усиление позиций Восточных держав по отношению к Западу. Так, например, Турция, Китай и Российская Федерация демонстрируют большую способность адаптации к ситуации с COVID-19, нежели страны Европейского союза и США. Более того, можно сказать, что ЕС ещё предстоит столкнуться с серьёзными внутриполитическими противоречиями и разногласиями. В частности, разрулить проблему межгосударственного партнёрства с Италией и Испанией, которым не было оказано адекватной помощи в борьбе с пандемией со стороны Брюсселя.

По сути, политические процессы, происходящие в ЕС, могут быть охарактеризованы как «наднациональные». Однако в рамках сложившейся ситуации наднациональное правительство оказалось неспособным экстренно разработать механизмы помощи нуждающимся государствам. Нужно сказать, что, если закрытие границ большинства государств мира являлось ожидаемым способом борьбы с распространением пандемии, то закрытие границ для передвижения внутри Шенгенской зоны выглядит как крах идеологии единства и сплочённости стран ЕС, что так или иначе отразится их на политических взаимоотношениях.

Многие европейские политики высказываются против данного шага, вместе с тем обвиняя в несостоятельности политическую систему ЕС. Например, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен высказалась следующим образом: «Запреты на передвижение людей — это не самое эффективное средство от коронавируса. Страны ЕС должны принимать пропорциональные меры». Что подразумевается под «пропорциональными мерами» не совсем понятно. Но понятно другое - ввиду отсутствия ожидаемой помощи от собратьев, Италия предпочла принять помощь от России.

Отдельного внимания заслуживает своеобразная позиция США по ситуации с коронавирусом. Президент США Д. Трамп вместо того, чтобы предпринимать необходимые шаги по предотвращению дальнейшего распространения инфекции по стране (весной 2020 года суточный прирост заболевших исчислялся десятками тысяч) предпочёл, прошу прощения, начать охоту на ведьм. Бесспорно, поиск виновных – очень важное занятие. Однако, учитывая предшествующие пандемии события, в частности торговую войну Китая и США, активное стремление Д. Трампа возложить всю ответственность за происходящее в мире на Китай выглядит весьма подозрительно.

-4

Не вдаваясь в конспирологические теории, нужно сказать, что природа вируса не известна. Позиция Великобритании, к примеру, состоит в том, что вирус имеет естественное(животное) происхождение. США в свою очередь настаивают на лабораторном происхождении вируса, впрочем, наряду с этой, существуют теории о создании вируса для использования в качестве биологического оружия и пр. Как бы то ни было, Д. Трамп то и дело предъявляет обвинения Китаю, подаёт многочисленные иски в его адрес, не имея надёжных доказательств своих доводов. Впрочем, Всемирная организация здравоохранения так же испытала на себе гнев США. Америка отказалась финансировать программы ВОЗ, обвинив её сокрытии в несвоевременном предоставлении точных данных по ситуации с пандемией в мире.[5]

Китай с свою очередь говорит о вероятной вине США в распространении вируса в Китае, предполагая, что американские военные завезли его в страну. В странах ЕС нет единства по этому вопросу, впрочем, в сейчас сложно говорить о европейском единстве в принципе. Брюссель стремится удержать страны вместе, апеллируя всё той же европейской солидарностью, а также ужасными историями о монстрах с Востока. Примером могут выступать слова представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, который в ещё в апреле обвинял Россию и Китай в попытках использовать санитарный кризис, вызванный пандемией COVID-19, для продвижения своих интересов в мире[6]. К сожалению или к счастью, но эти слова никак не изменили реальную ситуацию в ЕС.

Можно сказать, что внешнеполитическое сотрудничество современных государств по борьбе с пандемией – прямое проявление глобализации. Тем не менее, большинство мировых государств ставят в приоритет национальные интересы, закрывают границы, вводят жесткие ограничения на перемещение внутри страны. Предпринимаемые меры свидетельствуют о временном отказе от идеологии единства и интеграции, которую транслирует глобализация. Вернутся ли государства к прежним политическим взаимоотношениям, что и раньше или геополитическая обстановка претерпевает необратимые изменения?

В Евросоюзе уже сейчас, с одной стороны, возникнет необходимость в усилении европейской интеграции, но с другой стороны, наблюдается тенденция по укреплению национальных государств и приоритетности национальных решений мультикультурализм он такой. Эта двойственность сохранится в ближайшее время и приведёт к дальнейшему обострению противоречий в ЕС.

В США ситуация намного серьёзнее Ситуация с COVID-19 (самая сложная в мире), надвигающиеся выборы, внутренние протесты и демонстрации, внешние прении с ВОЗ и Китаем, с одной стороны, осложняют внутреннюю обстановку, с другой - ставят под вопрос силу внешнеполитического влияния страны. Что касается роли США в мировой политике, нужно сказать, что уже сейчас можно наблюдать своего рода абстрагирование Вашингтона от глобальной проблемы и ориентацию на обстановку внутри страны. Можно говорить о том, что Д. Трамп не намерен поддерживать образ США как «спасителя» мировой цивилизации от глобальной пандемии. Евро-атлантическое единство имеет все шансы разрушиться как карточный домик, который выстраивался несколько десятилетий.

Вместо США роль политического, но прежде всего экономического лидера на себя хочет и, вероятно, сможет примерить Китай. Логично предположить, что в ближайшее время мировая политика будет переживать кризис, длится он будет ровно столько, сколько будет идти восстановление национальных экономик. Ведь, как бы то ни было, одним из эффектов глобализации можно считать слияние экономической и политической составляющей международных отношений. Китай, вероятно, уже на пути к полноценному возвращению в мировую политику с новыми силами и большим рвением занять лидирующее место в мировой экономике.

В завершении, мы снова возвращаемся к тому, что кризис – это не только беда, но и возможность. Совсем скоро станет ясно, какие государства использовали возможность, а какие потеряли былое политическое влияние, не справившись с проблемами. Одно ясно уже сейчас – глобализация уже не выглядит такой привлекательной тенденцией как раньше. Весьма вероятно, часть государств осознает, что спасение утопающих всё-таки - дело рук самих утопающих.

Список источников:

[1] https://www.hse.ru/news/science/357527413.html [2] https://rg.ru/2020/03/25/rossiia-i-kitaj-podali-primer-mezhdunarodnogo-vzaimodejstviia-v-borbe-s-covid-19.html [3] https://russian.rt.com/inotv/2020-05-04/Times-koronavirus-pomog-Turcii-Kitayu [4] https://russian.rt.com/world/news/731413-italiya-rossiya-koronavirus [5] https://www.bbc.com/russian/features-52298196 [6] https://russian.rt.com/world/article/740757-pandemiya-koronavirus-edinstvo