Телефоны давно умеют следить за своими хозяевами и даже передавать информацию третьим лицам, нарушая право на личное пространство. Система трекинга в VR тоже позволяет отслеживать ваше положение в пространстве. Точное определение местоположения вашей головы в шлеме крайне важно, ошибки приведут к эффекту укачивания и тошноты. Мозг будет сопротивляться разнице того, что он получает от зрительного канала и от вестибулярного аппарата.
Сегодня существуют 2 основных принципа построения таких систем
- Inside-Out – шлем определяет свое положение в пространстве по внешним ориентирам с помощью камер или специальных датчиков, установленных на шлеме.
- Outside-In – внешние камеры или датчики, установленные в комнате, определяют положение шлема в пространстве.
Сегодня подавляющее преимущество на рынке получили комбинированные оптические системы без дополнительных датчиков, в которых положение шлема определяется системой Inside-Out, а положение контроллеров – системой Outside-In. На шлеме установлены несколько камер, с помощью которых шлем видит окружающий мир и по получаемым изображениям с высокой точностью определяет свое местоположение. Эти же камеры видят контроллеры, на которых установлены специальные светодиоды, работающие в невидимом спектре излучения, и по расположению этих светодиодов вычисляется расположение рук относительно шлема. В силу простоты использования, низкой цены и приемлемого качества именно эти комплекты можно считать оптимальным.
Однако для ряда задач точности позиционирования, обеспечиваемой такой системой может не хватить. В этом случае применяют более точные системы типа lighthouse- маяк. Потребуются дополнительные импульсные излучатели, которые устанавливаются по краям комнаты. Шлем и контроллеры оснащены фотодиодами, считывающими такие импульсы (HTC Vice, Vive Pro, Китай).
Для задач, связанных с тренировкой тонкой моторики и требующих еще более высокой точности позиционирования – до 1 миллиметра и менее применяются дополнительные специализированные системы, как оптические, так и комбинированные, использующие магнитное поле, ультразвук и другие методы. В случаях, когда необходимо обеспечивать трекинг положения всего тела с возможностью свободного перемещения человека в пространстве, применяются специализированные профессиональные системы трекинга, аналогичные тем, что помогли добиться реалистичности фильму «Аватар» или «Властелин колец».
А самые простые 3DOF VR-гарнитуры, которые определяют только повороты рук, используют для этого датчик, установленный в каждом смартфоне или планшете. Это IMU (internal measurement unit, внутреннее измерительное устройство), который состоит из магнитометра, акселерометра и гироскопа. На основании информации, получаемой от этих трех устройств, смартфон получает информацию о своих поворотах, которую он и использует в приложениях виртуальной реальности.