Началось всё банально: в очередной раз листая Инстаграм, я вдруг наткнулась на роскошные расписные тарелки и, что называется, зависла. Флёра Даминова создает настоящую рукотворную красоту: изразцы, панно, фарфоровую посуду и зеркала. Как оказалось, с художницей уже не раз сотрудничали центральные телеканалы: её работы использовались в оформлении интерьеров в квартирных и дачных «переделках». Упустить возможность сделать интервью с мастерицей из Казани журнал «МедиаГудс», конечно же, не мог.
Флёра Даминова, художница, мастер по росписи фарфора:
- Росписью фарфора я начала заниматься относительно недавно, примерно с 2005 года. Получилось так, что однажды я посмотрела документальный фильм «Португалия», в котором рассказывалось об изготовлении сине-белых изразцов азулежу. Можно назвать это провидением, но именно тогда я поняла, чем хочу заниматься дальше — расписывать керамическую плитку. И, собственно говоря, с этого момента и началась моя долгая дорога к тому, что сейчас умею и делаю.
Поначалу я достаточно много работала «в стол». В те годы особо никто не продвигался через Интернет, да и не очень понимала, как заявить о себе. Помогали выставки: участие в проекте «Арт-галерея. Казань», персональная экспозиция в музее им. Ленина, в музее исламской культуры при мечети Кул Шариф (там я представляла роспись с восточными орнаментами). Местное телевидение сняло обо мне сюжет. Через год состоялась выставка моих зеркал в национальном музее Республики Татарстан. Словом, много усилий было приложено, чтобы получить какую-то известность.
Параллельно я осваивала Интернет, ездила в Москву, куда из Италии и Санкт-Петербурга, который я считаю Меккой росписи по фарфору, приезжали известные мастера, и я брала у них уроки. Затем купила муфельную печь, а это очень дорогое удовольствие. И тут надо сказать спасибо моему мужу, который не просто меня всегда поддерживает, но и выделил мне помещение, сказав: «Иди, работай, как царица, занимайся своим любимым делом!». Я обустроила мастерскую под себя, в ней нет никаких лишних, ненужных, отвлекающих предметов, здесь всё только для моей работы. Это большой огромный трехметровый стол, муфельная печь и полки для посуды и красок.
Сам процесс росписи фарфора достаточно трудоёмкий, долгий и, честно сказать, муторный. Обжиг изделия проводят два-три раза, потому что специфика надглазурных красок для фарфора такова, что с первого раза не получится нанести нужный цвет. Поэтому приходится работать слоями, это называется лессировочная послойная живопись на фарфоре, то, чем, собственно я и занимаюсь. Сначала я наношу один слой рисунка, ставлю на обжиг, как правило, на ночь. Днём начинаю дорисовывать и снова в обжиг. Помимо всего, есть и свои тонкости, например, краски в процессе обжига могут выгореть, поплыть, порой муфельная печь подводит.
С практикой, опытом я узнала много нюансов, какие -то открытия сделала лично сама. Такова специфика профессии.
Когда я поняла, что люди готовы покупать мои работы? Когда освоила интернет и стала позиционировать себя во всех социальных сетях, на всех торговых площадках. И дело пошло. Я поняла, что мои работы пользуются популярностью, мои изделия узнают. Появились заказчики из разных уголков России — от Владивостока до Калининграда. Поступают заказы и из-за границы, география широкая: от Австралии до Канады, от Европы до Сингапура. Заказчики мои замечательные, они меня чувствуют, они созвучны мне — мы с ними на одной волне. Если мне не нравится заказ, если он не находит отклика внутри, я не буду его делать.
У меня есть постоянные клиенты, которые уже приобрели для своего дома всё, что только можно, но продолжают заказывать детям или в подарок кому-то. Это очень приятно. Я разговариваю с этими людьми, как с родными, а особенно мне нравится обратная связь. Есть у меня рубрика #письмодляartflera, в которой выставлю фотографии моих работ в интерьерах заказчиков. Я не позиционирую свою мастерскую, как шоурум или магазин. У меня нет вывески, и я не даю адрес в рекламе, потому что работаю через Интернет. Есть инстаграм и мой интернет-магазин, а видеть праздно гуляющих, наблюдающих, что же тут такое делается людей на своей территории мне не очень комфортно. Тем более, что у меня нет прилавков с готовой продукцией. Ко мне часто просятся в ученики, спрашивают, веду ли курсы. Отвечаю заученной фразой: «Учеников не беру, не обучаю, это не моё, я это не люблю». Вот такой я человек, работаю в мастерской одна, мне нужно, чтобы мне никто не мешал. Я максимально сосредоточена во время работы.
И хотя преподавание — это не моя история, я с удовольствием по мере возможности рассказываю подписчикам о тех художниках, к творчеству которых сама обращаюсь за вдохновением. Вот, например, Джованна Гарцони, художница 16 века, которой я восхищена и перерисовала почти все её натюрморты. Её работы находятся в галерее Уффици во Флоренции. Или Уильям Моррис, или Борис Кустодиев — мне интересно рассказывать о них, рассуждать о том, насколько талантливы эти люди.
Определенного стиля у меня нет, мне нравится всё. Здесь главное — драйв! Завела тебя тема, тебе она интересна в эту секунду, в этот момент, и тогда не важно, в каком стиле рисуешь - модерн, прованс, рококо или барокко.
Я счастливый человек, потому что в моей жизни совпали два понятия — любимая работа и хобби.
Конфуций говорил: «Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». Вот это про меня. Я страшно увлечена своим делом, у меня нет выходных, редко случается полноценный отдых (все время ругаю себя за это). Мне всегда нужно срочно бежать в мастерскую, чтобы посмотреть, как там прошёл обжиг, чтобы сесть и работать. Любить то, что ты сейчас делаешь, — это, я считаю, секрет любого мастера, художника, производителя. Тогда и отдача будет.