Дубровна одно изъ большихъ мѣстечекъ Могилевской губ. Въ немъ насчитывается около 12 тысячъ жителей, которые состоятъ изъ православныхъ и евреевъ (евреевъ больше). Православные всѣ крестьяне. Они раздѣляются на 5 обществъ. Крестьяне первыхъ четырехъ обществъ имѣютъ землю, а 5-е безземельное. Это общество образовалось изъ переселившихся къ намъ въ видѣ ремесленниковъ: кузнецовъ, столяровъ, сапожниковъ, мурщиковъ и друг. Многіе изъ этого общества имѣютъ барки, на которыхъ по Днѣпру (Дубровна стоитъ на Днѣпрѣ) изъ города въ городъ перевозятъ товары. Въ послѣднее время многіе крестьяне первыхъ четырехъ обществъ, надѣленныхъ землей, стали ощущать недостатокъ въ землѣ. Но крестьяне на себя обижаются.
— „Мы сами виноваты, говорятъ старики, что не брали побольше, когда насъ надѣляли землей послѣ освобожденія отъ крѣпостной зависимости. Тогда давали земли столько, сколько кому требовалось, и сколько кто хотѣлъ, даже совѣтовали брать побольше. Но всѣ боялись, чтобы не пришлось потомъ много платить за нее".
Теперь же, когда въ большинствѣ случаевъ на домохозяина приходится по трехъ-десятинному надѣлу, всѣ сожалѣютъ о своей ошибкѣ.
Но если разсмотрѣться, то видно, что у нѣкоторыхъ не хватаетъ на весь годъ своего хлѣба по винѣ не одного малоземелья, а и изъ-за плохой обработки и ухода за землей. У насъ есть хозяева, которые имѣютъ по 2 надѣла земли, какъ напримѣръ, Иванъ Шабуня, и въ то же время у него не хватаетъ хлѣба; другіе же имѣютъ и по одному надѣлу, напримѣръ, Филиппъ Набздоровъ (беру одного изъ такихъ), у котораго хватаетъ хлѣба и съ одного надѣла. Разница и заключается въ обработкѣ и уходѣ за землей. Иванъ Шабуня рѣдко удобряетъ свою полосу, съ обработкой вѣчно опаздываетъ, обрабатываетъ кое-какъ, рожь засѣваетъ поздней осенью, а овесъ — недѣли двѣ спустя послѣ самыхъ неисправныхъ. Отъ этого у него рожь всегда тощая и ея мало. Таковъ же у него и овесъ, который рѣдко когда и выспѣваетъ.
Совсѣмъ не то у Филиппа Набздорова. У него хороши, и рожь и овесъ. Это потому, что онъ всегда старается хорошенько удобрить и обработать свою полосу, пораньше засѣять...
Наше мѣстечко ведетъ довольно порядочную торговлю, но вся торговля находится въ рукахъ евреевъ. Это не потому, что не находятся крестьяне, которые бы могли заниматься торговлей, а потому, что крестьянамъ нельзя угоняться за евреями. Были случаи, что нѣкоторые изъ крестьянъ открывали торговлю, но тогда евреи всячески преслѣдовали торговца. Послѣ этого всякій оставлялъ торговлю, да и другой не намѣревался за нее браться.
Вообще эти евреи не любятъ трудиться и стараются жить, ничего не дѣлая. Изъ всѣхъ евреевъ, населяющихъ „Дубровну", небольшая часть занимается ремесломъ (ткацкимъ), а большая часть живетъ торговлей. Торгуютъ они и въ лавкахъ, скупаютъ у крестьянъ сосѣднихъ деревень хлѣбъ и прибыльно перепродаютъ его, ѣздятъ по деревнямъ и скупаютъ ленъ, пеньку, холстъ, нитки и др. произведенія деревни. Покупаютъ они все это по дешевой цѣнѣ, а для крестьянъ развозятъ селедки, за которыя берутъ дорого. „Гендлютъ", т. е. торгуютъ лошадьми и другимъ скотомъ и т. д. Работать отказываются, а обойти законъ — ихъ дѣло. Такъ, у насъ введена монопольная продажа вина, а евреи, не смотря на это, умудряются торговать и водкой.
Дубровинъ.
[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 41, стр.7]
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"