Найти тему
BARBAR

Что сдавать на ОГЭ 2021 и что вообще делать с предметами по выбору в 9 классе

Оглавление

Добрый день, дорогие друзья. В этой статье я хочу разобрать вопрос экзаменов по выбору для сдачи основного государственного экзамена после 9-ого класса, а именно показать вам с точки зрения учителя, основные ошибки.

Ну что ж, поехали!

Для начала разберемся в самом вопросе и определим несколько вводных.

На данный момент экзаменов по -прежнему 4: два обязательных и два по выбору. И если с первыми все понятно, то вот со вторыми начинаются проблемы.
Ходят слухи, что ВОЗМОЖНО, в 2021 году ОГЭ должны сдавать только те, кто пойдет в 10 класс, а уходящим в колледж ОГЭ уже не будет нужно, НО Россия - страна возможностей. и Возможно отменят, а возможно - нет. Сами знаете.

Не все понимают, что для ОГЭ перечень экзаменов такой же, что и на ЕГЭ, отсюда появляется ряд проблем - что же сдавать. Предметы, кстати, следующие:

  • физика
  • химия
  • биология
  • география
  • литература
  • история
  • обществознание
  • иностранный язык
  • информатика или ИКТ

Есть два пути (как у самурая, и ни одной цели):

  • логичный, когда выбор обоснован профильным классом/специальностью в колледже (училище, техникуме) или дальнейшей сдачей этих же предметов на ЕГЭ.
  • "метод тыка", когда ученик выбирает "легкие" экзамены, так как "они никуда не пригодятся"

Казалось бы, если остаешься в 10-ом профильном/идешь в специализированный колледж/техникум/училище, выбор экзаменов должен быть очевиден.

НО

Наблюдая уже третий год за тем, КАК, ЧТО и ПОЧЕМУ выбирают 9-классники эти предметы, я могу сделать вывод о том, что чаще пользуются именно МЕТОДОМ ТЫКА.

Если вы не знаете а ведь действительно можете не знать, то профили в 10-х классах, согласно ФГОС и прочим страшным аббревиатурам, следующие:

  • технологический (по сути, физмат, с легким и не очень налетом ИКТ)
  • химико-биологический (ну тут все понятно, хотя часто в общеобразовательных школах именно в этом классе самый сбалансированный набор предметов)
  • гуманитарный (и вот тут разгул истории, экономики, права, обществознания, литературы, русского, языков... Одним словом - гуманитарий, под который можно записать любые предметы, не вошедшие в названия классов выше)

Понятное дело, если это специализированный лицей, гимназия или профильная школа, то там профили могут быть иными. Но, в основном, деление идет именно так.

И тут начинаются подводные камни. Для начала, определитесь, остаетесь ли вы в школе или планируете изменить свой образовательный маршрут. Слабо это понять сейчас, в сентябре? А в середине года? А к 1 марта? Примерно в это время вас и ваших родителей будут пытать бедные классные руководители, собирая бесконечные бумажки со списками профилей и экзаменов по выбору раз сто по ощущению, не меньше.

Допустим, вы решили остаться. Ловите первый камушек.

В какой вы там класс собрались, в физмат? Тогда учтите, что в приоритете по спискам в физмат будут те, кто сдают ИКТ и физику. Так что если вы выбрали общагу, географию или что-то еще, столь же "неприлично" гуманитарное, будьте готовы, что вы попадете в физмат только при наличии мест, да и то, еще сто раз подумают, брать вас к себе или нет. А если мест нет, то вам могут вполне себе официально отказать в приеме в этот профиль, так как вы не сдавали предметы, имеющие к нему отношение. То же самое будет в химбио и в гуманитарном.

Едем дальше.

Допустим, вы собираетесь закончить получать образование в школе и решаете идти в большой мир поступать в СПО/ССО (не бойтесь, это всего лишь сокращение: среднее профессиональное или среднее специальное образование).

Можете тоже смело ловить, и даже не камешек, А КАМЕНИЩЕ. Сейчас объясню.

Дело в том, что колледжам (!ну разве что кто дико принципиальный из совсем технических товарищей!) решительно все равно, какие предметы вы сдаете. Главное, чтобы были сданы русский и математика на пропускной балл, ну и аттестат на приличном уровне (конечно, хорошо бы иметь средний балл аттестата 5,0, но, так и быть, хотя бы 4,5 - хотела бы я, чтобы это было только иронией, но, судя по требованиям колледжей в этом году, такова суровая реальность, если хочешь учиться на бюджете). Для платников планка пониже (в зависимости от колледжа от 3,2 до 4,5).

На всякий пожарный, все ж таки уточняйте на сайтах колледжей их требования к абитуриентам, все строго индивидуально.

И вот тут, как говорится, вы словите настоящий кринж(непереводимая игра слов). ВЫ можете выбрать что угодно, но из моих учеников (2019-2020) (122 девятиклассника, если что) уверены в своем выборе были дай бог 30% (полностью физмат класс и еще несколько товарищей, знающих "спасибо" родителям, которые решают за всех чего хотят).

Остальные колебались сами и колебали всех вокруг: друзей, родителей, учителей, что же в итоге выбрать, аж до 1 марта, а некоторые из них - в апреле вдруг поняли, что им не сдать выбранное. А времени на подготовку практически не остается и вероятность высокого балла за ОГЭ (который, зараза такая, входит в средний балл аттестата, и может как увеличить его, так и уменьшить) подвергается сомнению.

Мы постепенно подбираемся к вопросу, ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ.

ПРИЧИНА НОМЕР РАЗ.

  • Выбрали не сами дети, а родители. Да-да, не удивляйтесь. В стремлении дать только лучшее ребенку, потому что "я знаю как лучше" знаете, в каком ВУЗе ваш ребенок будет получать красный диплом какая профессия будет у вашего чада, желания, а главное, способности самого товарища, его любовь ненависть к предмету, и даже отношения с учителем-предметником вы не всегда оооочень часто учитываете.

Что происходит после этого- 5 стадий ненависти ко всему живому принятия ОГЭ:

- ОТРИЦАНИЕ "только не физика/химия/биология/история/литература/иностранный!!! я НИКОГДА его не сдам!"

-ГНЕВ "Да я ненавижу училку по (выбирай предмет) и никогда этим заниматься не буду мне это нафиг не сдалось!"

- ТОРГ "Ладно, ты сама/сам так решила. Сдам насколько сдам или ищи репетиторов"

-ДЕПРЕССИЯ *Месяцы апатичной ненависти к предмету который не понимаешь и пытки репетиторами

-ПРИНЯТИЕ/НЕ ПРИНЯТИЕ "Ну, как-нибудь сдам, но ЕГЭ буду уже другое сдавать/Еще есть пара дней, ну уж нет, выберу предмет полегче, ученик из параллельного/учитель из другой школы/ репетитор/любимая бабушка/ ведущий РенТВ/ Ванга говорит, что (любой другой предмет) легче и я справлюсь."

ПРИЧИНА НОМЕР ДВА.

  • "Ой, да я знаю, что география/информатика/обществознание это лафа полная." Ох уж мне этот список ТОП легких предметов ОГЭ, куда всегда входит моя родная география. В 2019-2020 учебном году, географию, которую я преподаю, выбрало 49 учеников из 122, практически, половина. Лихо, да? И знаете, сколько человек ее выбрало, потому что география кому-то куда-то нужна? 0 из 49. "Потому что легкая и там атласы дают" - чувствуете, насколько причина весомая? Вот и я чувствую нет.

На втором месте по популярности была информатика, затем обществознание.

Так вот, развею ваш миф, что это легкие экзамены - НЕТ, ОНИ НЕ ЛЕГКИЕ, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ИХ СДАТЬ БЕЗ ПОДГОТОВКИ. В ОГЭ есть своя специфика для каждого экзамена, и только с грамотным учителем (причем это спокойно может быть ваш учитель в школе, если вы его слушаете а не бесите, торча в телефонах и отвлекаясь на что угодно кроме урока )можно разобраться что к чему и подготовиться к экзамену нормально. В общеобразовательных школах учителя-предметники проводят дополнительные занятия по подготовке к ОГЭ минимум час в неделю(это помимо разборов на уроках). Я тратила три часа в неделю на подготовку, и кто ходил - с пробниками справились. Кто решил - что сам молодец, написали плохо. ПОТОМУ ЧТО АТЛАСАМИ ТОЖЕ НУЖНО УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИСКАТЬ В НИХ ИНФОРМАЦИЮ И СОПОСТАВЛЯТЬ КАРТЫ МЕЖДУ СОБОЙ. Извините, крик географа.

ПРИЧИНА НОМЕР ТРИ.

  • "Ой, да пофиг, мне для колледжа ничего не нужно, кроме русского и математики, могу написать как угодно." Тоже отличный вариант, люблю его. Вот только помним про средний балл аттестата?
В качестве примера: в среднем, в 9 классе примерно 13 предметов. Плюс технология и ИЗО из прошлых классов. Плюс в некоторых школах (а вроде как и во всех уже, согласно ФГОС) отдельной строчкой идет индивидуальный проект. Плюс ОГЭ считается за отдельные позиции. Итого 20 позиций . Допустим, без ОГЭ ваш средний балл 4,5 (на 16 позиций). Сдаете вы русский на 4, математику пускай тоже на 4, а вот оставшиеся два предмета каждый на 3 (набрав минимальный проходной балл). Пересчитаем - уже средний балл будет 4,3. А если вам не повезло, и все предметы на 3? 4,2. А если у вас был меньше 4,5? Значит уже рискуете упасть ниже 4,0. А чем ниже балл, тем меньше список колледжей и бюджетных мест. Кстати, почему поступление в колледж в настоящее время имеет огромный смысл, расскажу в следующей статье.
(Если вдруг не знаете, как считают средний балл аттестата: суммируют все годовые оценки+технология+ИЗО+ИП+ 4 оценки ОГЭ и делят все это на количество позиций, в нашем примере их 20.)

Вооот, и я помню. И ученик потом вспоминает, после полугода ничегонеделанья. Каковы шансы сдать предмет, к которому не готовился хотя бы на 4? Ох как не велики. А вот вам бонус лучше б без него, но это так не работает: как только вы решаете сдавать какой-либо предмет, и об этом узнает учитель, оценки, которые вам будут вставлять весь год будут этим самым учителем пересматриваться по 333 раза, так как, в зависимости от многих факторов (как вы вообще в этом предмете ориентируетесь, какие были оценки до, как готовитесь, как отвечаете, верят ли в вас, в конце концов) оценки будут максимально объективными, а временами даже и поменьше, так как мы учителя рабы системы возникнут вопросы, если за год у вас будет хорошая оценка, а экзамен вы завалите сдадите на балл или два балла ниже, чем у вас вышла годовая по предмету. Как говориться, "лучше перебдеть, чем не добдеть", и ваш учитель вдруг покажется вам более требовательным именно к вам. Ну а что вы хотели? Мы отвечаем головой за каждую двойку по ОГЭ и заинтересованы в том, чтобы экзамен сдал каждый ученик и с первого раза.

Моим (и всем остальным)ребятам в 2020 повезло и это был, пожалуй, единственный плюс 2020 и они не сдавали ОГЭ. Вы бы слышали эти крики радости и счастья в голосовых сообщениях, когда я написала, что ОГЭ отменили по всем предметам. Это ж сколько нервов сэкономлено, сколько денег на репетиторов потрачено зря, сколько аттестатов не испорчено, сколько шансов если не испортил аттестат на стадии обучения поступить в колледж или профильный класс, не опираясь на выбор экзаменов. Но, в наступающем году ОГЭ настигнет каждого придется сдавать. Проблема остается актуальной.

В следующей статье я, в общих чертах (опираясь на свой опыт классного руководителя, выпытывающего у своих детей зачем он за что решил взяться за тот или иной экзамен и как шла подготовка), разберу специфику каждого экзамена по выбору и приведу примеры, в каком случае что лучше выбрать.