В этой статье я попробую рассказать историю Владимира и Рогнеды через произведения живописи и литературы, представлю взгляд на нее людей искусства, а не науки. В качестве примеров взяла несколько произведений.
История Владимира и Рогнеды известна нам благодаря древнерусским летописям.
Владимир, будущий креститель Руси, а в тот момент новгородский князь, решил просить руки полоцкой княжны Рогнеды, дочери князя Рогвольда. Однако княжна отказала ему, причем в унизительной форме, назвав "робичичем" (сыном рабыни). Рогнеда должна была стать супругой Ярополка, брата Владимира. Новгородский князь оскорбления не простил и Полоцк был взят его войсками. Родителей и братьев княжны убили, а ее саму Владимир насильно взял в жены.
Согласитесь, в этой истории нет никакой романтики и любви. Только жестокость и насилие. Владимир здесь отнюдь не герой, скорее наоборот. Однако, как и любая история, произошедшая очень-очень давно, эта начала восприниматься со временем совсем в ином ключе. На это повлияло время, отделявшее художников и поэтов от описываемых событий, идеалы эпохи, в которую они жили и творили, да и в целом некая романтизация этих событий.
Картина была написана в 1770 году, в тот период, когда царили идеалы Просвещения. При первом же взгляде видно, что действие весьма условно: костюмы, позы героев, все это отсылает к театральной постановке. Сюжет картины - момент раскаяния, Владимир "испрашивает прощения" за насилие, здесь он не завоеватель, а человек, раскаявшийся в своих поступках - вот они, гуманизм и идеалы Просвещения.
Для своей эпохи картина была революционна - это был шаг к изображению человечески страстей, кроме того, в качестве основы была взята национальная история, а не библейские или античные сюжеты. Картина была благосклонно принята обществом и принесла Лосенко звания академика и профессора.
Что же происходит дальше? Наверняка Рогнеда хотела бы отмстить князю за свой позор. И так ее волю видит А. Амфитеатров: Рогнеда стремится завоевать доверие Владимира, в дальнейшем влиять на его решения и через них пробудить в народе ненависть к правителю.
Единственным советом ему моя да будет воля! .... Я в них волью всю ненависть мою к злодею Полоцка! Своим народом любим Владимир, скоро ненавидеть его начнут. (отрывок из пьесы «Полоцкое разоренье» ,
А. Амфитеатров, 1892. (обработка текста выполнена автором статьи).
Владимир, кроме Рогнеды, имел еще нескольких жен. Полоцкую княжну он поселил недалеко от Киева. Ревность, ненависть и тревога за маленького сына Изяслава, которого не жаловал отец, толкнули женщину на отчаянный поступок.
Однажды после охоты, Владимир решил навестить жену. Утомленный после пира он крепко уснул, а Рогнеда попыталась убить его во сне. Она уже занесла меч над Владимиром, но тот внезапно проснулся и отвел удар. Именно этот момент и изобразил художник.
— «Но долг супруги, но любовь?..»
— «Любовь! к кому?.. к тебе, губитель?..
Забыл, во мне чья льется кровь,
Забыл ты, кем убит родитель!.. ( здесь и далее отрывки из поэмы "Рогнеда" К. Рылеев, 1821 или 1822 год).
Рогнеда знала, что за покушение на жизнь мужа ее ждет смертная казнь. И по традиции казнь мог осуществить только сам Владимир. Она надела свадебную одежду и села на постель, ожидая рассвета. Тревожилась Рогнеда только за судьбу горячо любимого ей сына.
«Ждет смерть, преступница, тебя!—
Пылая гневом, восклицает.—
С зарей готова к казни будь!
Сей брачный одр пусть будет плаха!
На нем пронжу твою я грудь
Без сожаления и страха!»
Но Изяслав готов был вступиться за мать. Маленький княжич, услышав ее крик, вбежал в покои, где Владимир уже был готов убить Рогнеду. С мечом в руках мальчик готов был защищать маму от разгневанного отца.
И, быстро в храмину вбежав:
«Вот меч! коль не отец ты ныне,
Убей!— вещает Изяслав,—
Убей, жестокий, мать при сыне!»
И тот не смог убить Рогнеду на глаза сына. Вместо этого Владимир созвал бояр, которые посоветовали: «Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим».
В душе кипит борьба страстей:
И милосердие и мщенье...
Но вдруг с слезами из очей —
Из сердца вырвалось: прощенье!
Владимир выслал жену и сына в Полоцкую землю. Впоследствии Изяслав стал править Полоцком и положил начало полоцкой ветви Рюриковичей. Рогнеда же, по легенде, не пожелала больше выходить замуж и перед смертью постриглась в монахини под именем Анастасия.
Владимир! Но старшей была я женой! Была я Великой Княгиней!.. Твоей не приемлю я милости злой — Не стану ничьей я рабыней!
Господь наставляет. Уйду в монастырь. Не буду ничьей я рабою! Там стану молиться за тя, богатырь, И черной закроюсь фатою...
(отрывки из поэмы «Рогнеда». И. Автамонов, 1988).
Статья такого формата первая на моем канале и если она вам понравилась, дайте знать в комментариях. Быть может вы хотите взглянуть на конкретного исторического персонажа с точки зрения художников и поэтов? Буду рада предложениям)
Обратите внимание на другие статьи по истории России:
"И отравами царицу Анастасию изведоша..."
"Нехорошие" имена Романовых. Часть 1 и Часть 2
Спасибо за ваше время!
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые интересные факты из истории России!
До новых встреч!